I.Глобальный взгляд на психическую жизнь

1. Иллюстрация проблематики

Все формы психической деятельности и поведения животных обусловле­ны подсознательными биологическими потребностями (мотивация их является биологической) и развиваются в процессе адаптации к среде. Те, кто изучает развитие психической жизни человека, должны были бы изучать развитие психической деятельности, поведения и его проявле­ний с помощью сравнительного метода: сравнивать поведение самых низших организмов, поведение высших организмов, развитие детского поведения и поведения взрослого человека. Что касается развития пове­дения человека и человеческой психики, то их необходимо изучать в об­щественном контексте и в связи с историческим развитием человеческо­го общества. Человек не развивается изолированно, он является суще­ством общественным.

При сравнении поведения низших организмов с поведением челове­ка можно обнаружить некоторые значительные черты сходства и некото­рые, еще более значительные, различия.

Различия между человеком и животным являются принципиально существенными. Животное «познает и оценивает» только при помощи тех средств, которые предоставляет ему его собственный организм. В отличие от него человек в своем историческом развитии усовершен­ствовал свои органы чувств с помощью микроскопа, удлинил их бино­клем. Наиболее близко стоящее к человеку животное – человекообразная обезьяна – способна использовать для своих нужд лишь то, что она най­дет в окружающей среде. Человек создал машины и космическую ракету.

Наиболее высокоорганизованные животные способны использовать предметы в качестве орудий труда. Но они не способны производить эти орудия. Бобры, пчелы и муравьи строят свои сооружения одним и тем же способом без изменения уже в течение тысячелетий. Речь идет о за­стывшей цепи инстинктивных реакций. Роберт Кювье, например, воспи­тал несколько молодых бобров в полной изоляции так, что они никогда не видели ни реки, ни взрослых бобров при работе. И все же как только он дал бобрам в клетку строительный материал, они построили плоти­ну.

Оса-сфекс парализует и консервирует своим ядом сверчка, ужалив его, поворачивает в норке и затем втягивает сверчка за усики внутрь и откладывает в его тело яички. Фабр произвел интересный опыт: он от­резал пойманному осой сверчку усики раньше, чем оса успела повер­нуться. Оса, напрасно поискав усики сверчка, оставила его и полетела вновь на охоту. Так повторялось много раз, несмотря на то, что перед входом в нору лежал целый ряд сверчков, на которых оса не обращала внимания.

Рис. 1 Бобры строят плотину (по Г. 3. Рогинскому).

У наиболее высокоорганизованных животных – человекообразных обезьян (исследователи приводят 396 признаков, по которым мозг обе­зьян приближается к человеческому мозгу) уже наблюдается значитель­ная способность к учению и довольно совершенная адаптация и к очень сложным ситуациям. Это бесспорно доказали известные опыты Келера (изучение интеллекта у антропоидных обезьян) с тенерифскими шимпан­зе, а также и опыты Н. В. Ладыгиной-Коте, И. П. Павлова, Орбели, Н. А. Тихо и Г. 3. Рогинского в Сухуми, и, наконец, опыты Иеркса и Вольфа в университете г. Йеле.

Шимпанзе Рафаэль, например (в опытах Павлова и Орбели) мог не только поставить пирамиду из ящиков и палкой сбить банан, подвешен­ный к потолку, как это делали шимпанзе в опытах Келера, но мог вы­полнять и довольно сложные задания:

1. Он видит через отверстие в ящике лежащий в нем апельсин, хочет его достать, но обжигается на огне спиртовки, горящей перед ящиком.

2. Рафаэль идет к сосуду с водой, подтягивает к себе спиртовку и га­сит огонь.

3. На следующем этапе опыта: он набирает воду в рот и гасит огонь.

4. Набирает воду в кружку и гасит огоонь.

5. Если у него не было воды и не было возможности ее достать, то он помочился в сосуд и погасил огонь.

В других экспериментах (Вацуро) Рафаэль очень сложно по тонкой бамбуковой перекладине добирался до помоста, где стоял сосуд с водой, хотя имел возможность получить воду гораздо проще, набирая ее с того места, где он стоял.

 

Рис. 2 Обезьяна использует палку в качестве орудия (из экспериментов Келера).

следующая – процесс развития