У исследованных нами и другими авторами младенцев дотягивание трудно было выявить в возрасте старше 4 недель. Оно вновь появлялось, когда им было около 20 недель; в это время дотягивание уже в меньшей степени зависит от позы детей, а вероятность удачных попаданий составляет примерно 80%, Хотя в основном дети тянутся к предмету одной рукой, число случаев, когда они пользуются двумя руками, увеличивается, и делают они это из любого положения. Некоторые дотягивания в это время опять явно предваряют схватывание: кулак разжимается до контакта с предметом и сжимается при контакте — слишком быстро для того, чтобы сжатие было реакцией на соприкосновение.
В возрасте 20 недель поведение младенцев все еще приспособлено к размеру предметов и предвосхищает последствия дотягивания руки до видимого положения предмета. Другими словами, создается впечатление, что разница в поведении новорожденного и пятимесячного младенца почти отсутствует, если не считать некоторых чисто количественных различий. Имеется три основных количественных различия.
Во-первых, количество положений, из которых младенец может дотянуться до предмета, увеличивается. Во-вторых, движения становятся вдвое точнее, хотя они все еще и несовершенны. Наконец, судя по поведению руки во время приближения к предмету, несколько ухудшается предвосхищение будущего хватательного движения кисти. Это отличие самое удивительное. Было бы неправильно предположить, что дети перестают воспринимать видимые предметы осязаемыми, так как иллюзорные предметы попрежнему вызывают то же, если не большее, беспокойство. Тем не менее способность предвидеть последствия дотягивания утрачивается по крайней море по одному показателю. Таким показателем является выбор момента, когда пальцы сжимают предмет после того, как рука займет положение, в котором может это сделать. На практике соответствующий интервал легко измерить, так как кисть руки и сама рука в конце движения дотягивания на какой- то момент замирают. Таким образом, можно определить, когда вся рука как целое прекращает движение. Если принять этот момент за точку отсчета, то можно определить, когда пальцы сжимаются на предмете. При совершенном предвидении разница во времени между этими двумя движениями должна была бы равняться нулю. Пальцы должны сжиматься именно в тот момент, когда кисть руки дотягивается до предмета, не раньше и не позже. Рис 6.12. дает наглядное представление о распределении латентных времен сжимания пальцев у новорожденных и у детей в возрасте 20 недель. Из него следует, что к 20 неделям разница во времени увеличивается, так что компонент дотягивания и компонент схватывания оказываются разведенными во времени. У новорожденных среднее латентное время равно нулю. У детей в возрасте 20 недель оно больше нуля — в среднем около 450 мс.
Рис. 6.12. Распределение латентных времен начала хватательного движения относительно окончания дотягивании у новорожденных и у 20-недельных младенцев. Обратите внимание на увеличение латентного времени в старшей группе.
Какой вывод можно сделать на основании этих количественных различий? На первый взгляд они подтверждают теорию Хамфри. Мы наблюдаем одно и то же врожденное поведение в обеих возрастных группах детей; что же касается качественных различий, то им всегда можно подобрать необходимое обоснование. Достаточно, например, предположить, что работа коры головного мозга более совершенна, чем работа подкорковых образований, и что, пока созревание нервной системы не окончилось, нам следует ожидать некоторой асинхронности. Однако анализ поведения старших детей (около 26 недель) заставляет прийти к совершенно другим выводам. Эти дети, как уже отмечалось в гл. V, гораздо меньше беспокоятся в ситуации предъявления мнимого предмета, чем дети меньшего возраста. Они всегда точно дотягиваются до предмета, причем часто делают это двумя руками и из любого положения. Но что самое главное — они не хватают мнимый объект. Зрительный контроль за схватыванием у них исчезает: они могут дотянуться до предмета и не схватить его. Другими словами, процесс развития, вместо того чтобы объединять дотягивание и схватывание, дифференцирует их, превращая единое действие (дотягивание, чтобы схватить) в два различных (дотягивание и потом хватание). (См. также Врувер, 1973.)
Для чего нужна подобная дифференциация? На этот вопрос можно ответить по-разному. Выясним, во-первых, что это сулит будущему развитию. Все дело в том, что раз ребенок может дотянуться до предмета, а затем при желании схватить его, то он может сделать это и в обратном порядке. Значение этого трудно переоценить, ибо в случае использования любого орудия или инструмента необходимо сначала схватить предмет, а потом дотянуться до другого предмета. До тех пор пока оба эти движения объединены, пользоваться орудиями невозможно.
дотягивание до предмета – предыдущая | следующая – молчаливый период
Психическое развитие младенца. Содержание.