Восприятие пространства (положение источника звука)

Для различий в интенсивности, которые возникают всякий раз, когда звук идет справа или слева, имеются две причины. Прежде всего с увеличением расстояния звук ослабевает, поэтому в том ухе, которое находится дальше от источника звука, звук слабее, чем в том, которое находится ближе. Вторая причина заключается в том, что голова закрывает путь звуку к дальнему уху и уве­личивает таким образом разницу в силе звука. Разница эта увеличивается с отклонением от положения прямо перед головой и достигает наибольшей величины, когда источник звука расположен где-то на воображаемой ли­нии, проведенной через оба уха.

Итак, существуют три параметра проксимального раздражения слухового аппарата: различия во времени, фазе и интенсивности звука. Они меняются в зависимости от положения источника звука и поэтому могут использо­ваться для получения информации о его пространствен­ном расположении. Совершенно очевидно, что взрослые люди могут пользоваться и действительно пользуются всеми этими параметрами для локализации звуков (Сти­венс и Ньюмен, 1936) [3]. Теперь мы можем задать вопрос: насколько этот вывод справедлив для младенцев?

Прежде чем обратиться к экспериментальным данным, нам следует рассмотреть дополнительную проблему, свя­занную с физическим ростом ребенка. Как отмечалось выше, расстояние между ушами весьма существенно для определения различий во времени, фазе и силе звуков, соответствующих разным радиальным направлениям. Рас­стояние между ушами взрослого и младенца различно. От рождения до совершеннолетия оно увеличивается при­мерно вдвое, что имеет существенные последствия для слуховой локализации. Локализация источника звука, расположенного прямо перед головой, характеризуется нулевыми различиями во времени, фазе и интенсивности и, естественно, не зависит от этой переменной.

Знак различий в проксимальной стимуляции, опреде­ляющий положение источника звука с одной или другой стороны головы, также не меняется в процессе роста. Не­зависимо от расстояния между ушами звук справа быстрее достигнет правого уха и будет в нем более интенсивным. Точно так же звук слева раньше попадет в левое ухо и будет в нем сильнее. Однако это расстояние имеет большое влияние на величину проксимальных различий, которая позволяет точно локализовать источник звука, отклоняю­щийся от центра. Так, различие во времени достижения звуком ушей младенца будет меньше, чем у взрослого, когда источник звука расположен в одном и том же на­правлении (см. рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Вследствие разни­цы в величине головы различие во времени достижения звуковой волны левого и пра­вого уха у младенцев мень­ше, чем у взрослого

 

 
Какое это имеет значение для развития слуховой ло­кализации? Первое следствие состоит в том, что новорож­денный, по-видимому, не может локализовать источник звука в любом положении. Для этого младенец должен был бы быть оснащен специальными структурами, оце­нивающими дистальное местоположение на основании раз­ницы во времени и других переменных. Однако эти струк­туры по мере роста головы младенца оказались бы бес­полезными и нуждались бы в постоянной калибровке. Было бы неэкономично создавать структуры на такой ко­роткий срок. Нельзя сказать, что подобные структуры и такой путь развития невозможны, но это кажется до­вольно маловероятным. С другой стороны, очень возмож­но, что новорожденный имеет перцептивные механизмы, достаточные для определения направления источника зву­ка, расположенного прямо перед его головой. Эти меха­низмы могли бы оставаться неизменными на протяжении всего роста, так как проксимальная информация, специ­фицирующая положение прямо перед головой, не зависит от роста. Эти механизмы могут служить в любом возрасте, потому что данные, которые им надо обрабатывать (нуле­вая разница параметров стимуляции в обоих ушах), но меняются по мере роста. Из тех же самых соображений весьма вероятно, что младенец знает, когда источник звука расположен справа или слева. Качественная инфор­мация о звуке, идущем справа, или звуке, идущем слева, с ростом не меняется. Если ребенок обладает этими двумя способностями, то недостающую количественную инфор­мацию можно было бы восполнить довольно легко. Для этого процесса потребуется: 1) способность узнавать, когда звук находится прямо впереди, данная способность может быть врожденной; 2) способность определять, когда звук идет справа или слева, которая тоже может быть врож­денной; 3) способность поворачивать голову, чтобы при­вести звук, смещенный к одной из сторон, в положение прямо перед головой; 4) какой-то источник метрической информации о степени поворотов головы; 5) достаточная способность к научению, необходимая для того, чтобы связать раздражение, полученное до поворота головы, с тем поворотом головы, который переводит ее в положе­ние против источника звука. Конечно, это внушительный список способностей. Но если бы все они имелись в нали­чии, младенец мог бы калибровать положение источников звуков с помощью соответствующим образом рассчитан­ного движения головы.

звуковые колебания – предыдущая | следующая – лока­лизирующие ответы

Психическое развитие младенца. Содержание.