Для различий в интенсивности, которые возникают всякий раз, когда звук идет справа или слева, имеются две причины. Прежде всего с увеличением расстояния звук ослабевает, поэтому в том ухе, которое находится дальше от источника звука, звук слабее, чем в том, которое находится ближе. Вторая причина заключается в том, что голова закрывает путь звуку к дальнему уху и увеличивает таким образом разницу в силе звука. Разница эта увеличивается с отклонением от положения прямо перед головой и достигает наибольшей величины, когда источник звука расположен где-то на воображаемой линии, проведенной через оба уха.
Итак, существуют три параметра проксимального раздражения слухового аппарата: различия во времени, фазе и интенсивности звука. Они меняются в зависимости от положения источника звука и поэтому могут использоваться для получения информации о его пространственном расположении. Совершенно очевидно, что взрослые люди могут пользоваться и действительно пользуются всеми этими параметрами для локализации звуков (Стивенс и Ньюмен, 1936) [3]. Теперь мы можем задать вопрос: насколько этот вывод справедлив для младенцев?
Прежде чем обратиться к экспериментальным данным, нам следует рассмотреть дополнительную проблему, связанную с физическим ростом ребенка. Как отмечалось выше, расстояние между ушами весьма существенно для определения различий во времени, фазе и силе звуков, соответствующих разным радиальным направлениям. Расстояние между ушами взрослого и младенца различно. От рождения до совершеннолетия оно увеличивается примерно вдвое, что имеет существенные последствия для слуховой локализации. Локализация источника звука, расположенного прямо перед головой, характеризуется нулевыми различиями во времени, фазе и интенсивности и, естественно, не зависит от этой переменной.
Знак различий в проксимальной стимуляции, определяющий положение источника звука с одной или другой стороны головы, также не меняется в процессе роста. Независимо от расстояния между ушами звук справа быстрее достигнет правого уха и будет в нем более интенсивным. Точно так же звук слева раньше попадет в левое ухо и будет в нем сильнее. Однако это расстояние имеет большое влияние на величину проксимальных различий, которая позволяет точно локализовать источник звука, отклоняющийся от центра. Так, различие во времени достижения звуком ушей младенца будет меньше, чем у взрослого, когда источник звука расположен в одном и том же направлении (см. рис. 2.8).
Рис. 2.8. Вследствие разницы в величине головы различие во времени достижения звуковой волны левого и правого уха у младенцев меньше, чем у взрослого
Какое это имеет значение для развития слуховой локализации? Первое следствие состоит в том, что новорожденный, по-видимому, не может локализовать источник звука в любом положении. Для этого младенец должен был бы быть оснащен специальными структурами, оценивающими дистальное местоположение на основании разницы во времени и других переменных. Однако эти структуры по мере роста головы младенца оказались бы бесполезными и нуждались бы в постоянной калибровке. Было бы неэкономично создавать структуры на такой короткий срок. Нельзя сказать, что подобные структуры и такой путь развития невозможны, но это кажется довольно маловероятным. С другой стороны, очень возможно, что новорожденный имеет перцептивные механизмы, достаточные для определения направления источника звука, расположенного прямо перед его головой. Эти механизмы могли бы оставаться неизменными на протяжении всего роста, так как проксимальная информация, специфицирующая положение прямо перед головой, не зависит от роста. Эти механизмы могут служить в любом возрасте, потому что данные, которые им надо обрабатывать (нулевая разница параметров стимуляции в обоих ушах), но меняются по мере роста. Из тех же самых соображений весьма вероятно, что младенец знает, когда источник звука расположен справа или слева. Качественная информация о звуке, идущем справа, или звуке, идущем слева, с ростом не меняется. Если ребенок обладает этими двумя способностями, то недостающую количественную информацию можно было бы восполнить довольно легко. Для этого процесса потребуется: 1) способность узнавать, когда звук находится прямо впереди, данная способность может быть врожденной; 2) способность определять, когда звук идет справа или слева, которая тоже может быть врожденной; 3) способность поворачивать голову, чтобы привести звук, смещенный к одной из сторон, в положение прямо перед головой; 4) какой-то источник метрической информации о степени поворотов головы; 5) достаточная способность к научению, необходимая для того, чтобы связать раздражение, полученное до поворота головы, с тем поворотом головы, который переводит ее в положение против источника звука. Конечно, это внушительный список способностей. Но если бы все они имелись в наличии, младенец мог бы калибровать положение источников звуков с помощью соответствующим образом рассчитанного движения головы.
звуковые колебания – предыдущая | следующая – локализирующие ответы
Психическое развитие младенца. Содержание.