/     /  
Патологическая поведенческая реакция

Патологическая поведенческая реакция

Реакция гиперкомпенсации разными авторами понимается неодинаково. Во французской психиатрии [Porot А., 1952 — цит. по А. Е. Личко, 1977], откуда пришел этот термин (reaction de surcornpensation, т. е. реакция «сверхкомпенсации»), четко отделяется от реакции компенсации. При гиперкомпенса­ции настойчиво и упорно добиваются успехов не на стороне, а именно в той области, где слабы. Например, хромой мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов, а страдающий заиканием с увлечением отдается худо­жественному чтению и успешно выступает на любительских концертах. Робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны могут казаться банальными нарушениями поведения, озорством, даже хулиганством. В силу гиперкомпенсации сенси­тивные мальчики выбирают такие виды спорта, где требуется грубая сила — бокс, самбо, каратэ, вольную борьбу, и мучаю­щиеся от застенчивости сенситивные девочки охотно принимают на себя общественные поручения, требующие трудных для них кон­тактов с малознакомыми сверстниками.

В советской психиатрической литературе термин «реакция гиперкомпенсации» стал употребляться в ином смысле [Ковалев В. B. 1979] — под этим названием подразумевается утрирование, чрезмерно усиленные реакции компенсации. Покуда поведение способствует социальной адаптации — это реакция компенсации, как только эта реакция переходит предел и вызывает дезадап­тацию — это реакция гиперкомпенсации. С этой точки зрения, если хилый подросток, став прекрасным рассказчиком, этим завоевывает популярность у товарищей — это реакция компен­сации, если же он предается болезненному фантазированию — это реакция гиперкомпенсации. При таком понимании эти реакции оказываются за пределами справедливого положения, что каждая из поведенческих реакций может и быть проявлением возрастной нормы или стать патологической [Ковалев В. В., 1979;].

Критерии распознания патологических поведенческих ре­акций. С точки зрения американского психиатра R. L. Jenkins (1969), все эти реакции вовсе не являются патологическими, а всегда представляют собой лишь «адаптацию незрелой лич­ности». Однако в советской детской и подростковой психиатрии, как указано выше, утвердилось мнение, что и детские, и подрост­ковые поведенческие реакции могут быть как вариантами поведе­ния в норме, так и патологическими нарушениями (непсихоти­ческими и даже психотическими). Первые из них В. В. Ковалев (1973) предложил назвать характерологическими, а вторые — патохарактерологическими реакциями. Характерологической реакцией им называются «преходящие ситуативно обусловленные нарушения поведения ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде (семья, школьная группа и т. д.), имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к выраженному нару­шению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами».

Патохарактерологическая реакция, в отличие от первой, тесно не связана с определённой микросредой и «проявляется в выраженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождается соматовегетативными и другими расстройствами невротического уровня и ведет к отчетливым, хотя и временным, нарушениям социальной адаптации» [Ковалев В. В 1979]

Сходные критерии были сформулированы нами в отношении определения патологического уровня подростковых поведенческих реакций [Патологические нарушения…, 1973].

Патологическая поведенческая реакция от вариантов нормаль­ного подросткового поведения отличается следующими признаками:

1) склонностью к генерализации, т. е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе и неадекватными, стимулами;

2) склонностью приобретать свойства патологического стерео­типа повторяя по разным поводам один и тот же поступок;

3) склонностью превышать определенный «потолок» нару­шений поведения, никогда не преступаемый в норме, даже в асоциальных подростковых группах;

4) склонностью рано или поздно приводить к социальной дезадаптции.

Подростковые поведенческие реакции и психиатрическая диагностика. В психиатрической квалификации нуждаются только патологические поведенческие реакции. Они могут развёртываться на фоне психопатий или психопатоподобных расстройств при шизофрении и других психозах. Они могут лежать в основе развития неврозов и алкоголизма. Во всех случаях диагностируются основные психические расстройства.

Патологические поведенческие реакции могут возникать также на фоне акцентуаций характера. В таких случаях их относят к группе непсихотических реактивных (психогенных) расстройств. Если они кратковременны, проявляются скоропреходящими аффективными состояниями, которые длятся часами до суток-двух, то их рациональнее рассматривать как острые аффективные реакции (см гл X). Если патологические поведенческие реакции длятся неделями, месяцами и даже годами, их следует относить к “ситуативным или психогенным патохарактерологическим реакциям” [Ковалев В. В,. 1979]. И те, и другие являются разновидностями реактивных состояний, наряду с неврозами и реактивными психозами.

Следует отметить, что в основе каждого случая патохаракхерологической реакции обычно лежит не одна, а несколько из описанных поведенческих реакций — могут сочетаться реакции эмансипации и оппозиции, группирования со сверстниками и имитации т. п. Все эти последние представляют собой не диаг­ностические категории, а психологические и патопсихологические механизмы нарушений поведения. Они могут участвовать в формировании психопатических картин и при транзиторных непсихоти­ческих расстройствах, и при шизофрении, и при других психозах. Поэтому диагнозы вроде «патологическая реакция эмансипации» или «патологическая реакция оппозиции» представляются неправомерными. Клиническим диагнозом должна служить нозологиче­ская категория — острая аффективная реакция, патохарактерологическая реакция, определенный вид и тип психопатии, форма психоза и т. п.

Реакция оппозиции – предыдущая | следующая – Акцентуации характера

Подростковая психиатрия. Содержание.


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)