Параметры наблюдения за аутичным ребенком

Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить:

1)  эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;

2)  особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;

3)  специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.

Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок — от 0 до 3 баллов:

0 баллов — функция отсутствует;

1 балл — слабо выражена;

2 балла — выражена, но с искажением;

3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.

Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка

Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки 

 

 

 

0 Контакт полностью отсутствует
1 Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка
2. Активность
Оценки 

 

 

 

0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
1 Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки 

 

 

 

0 Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4. Поведение
Оценки 

 

 

 

0 Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика проуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки 

 

 

 

0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки 

 

 

 

0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
1 Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
2 Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки 

 

 

 

0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки 

 

 

 

0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
3. Целенаправленные действия
Оценки 

 

 

 

0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

 Экстенсивные  интенсивные методы диагностики – предыдущая  | следующая –  Блоки психологической коррекции

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым