Каким образом можно проверить, действительно ли младенец пользуется этими определениями? К счастью, подобные проблемы анализировались в экспериментах со взрослыми. Мишотт (1962) предъявлял своим испытуемым предмет определенных размеров, формы и цвета — допустим, красный трехдюймовый шар, располагавшийся в определенном месте. Через некоторое время этот предмет заменялся зеленым трехдюймовым шаром. Способ, с помощью которого это осуществлялось, показан на рис. 7.6. Затем испытуемых просили описать, что произошло. Обычно они отвечали, что предмет был изменен, но остался тем же самым предметом. Следующий шаг изменений (предмет становился зеленым трехдюймовым кубом) вызывал такой же ответ. Фактически испытуемые наблюдали этапы превращения красного трехдюймового шара в зеленый шестидюймовый куб (рис. 7.7), однако они продолжали утверждать, что видят только один предмет, подвергающийся целому ряду последовательных модификаций. Если же одновременно изменились два признака — оставаясь на одном месте, красный трехдюймовый шар становился зеленым шестидюймовым шаром,— испытуемые были склонны считать, что исходный объект был заменен другим. Наконец, когда изменялись три признака — красный трехдюймовый шар сразу становился зеленым шестидюймовым кубом,— испытуемые единогласно утверждали, что исходный предмет был заменен другим. Таким образом, постоянства местоположения недостаточно для того, чтобы вызвать восприятие идентичности предмета у взрослых испытуемых, хотя оно и является важным признаком.
Рис. 7.6. С помощью данного устройства можно практически мгновенно показать испытуемому вместо красной сферы на том же самом место такую же зеленую сферу. Это выглядит как превращение красного предмета в зеленый.
Рис. 7.7. После просмотра подобной последовательности трансформаций взрослые настаивают на том, что они видит один предмет, который претерпел серию изменений.
В другой серии экспериментов один предмет исчезал в некотором месте, а идентичный ему появлялся в другом. В этом случае все испытуемые считали, что это тот же самый предмет, но только сдвинутый на новое место. Если же, однако, появлявшийся на другом месте предмет отличался еще каким-либо признаком — скажем, размером,— испытуемые склонялись к мнению, что исходный предмет был заменен другим предметом. Таким образом, создается впечатление, что при определении идентичности взрослые учитывают признаки местоположения, размеры, формы, цвета. Если любые три признака из этого перечня совпадают, то испытуемые говорят, что видят прежний предмет. Если изменена любая пара признаков, то испытуемые склоняются к мнению, что произошла замена. Следовательно, при определении идентичности взрослыми неизменность местоположения не играет решающей роли.
Подобные эксперименты были проведены Мишоттом и с движущимся объектом. В этих опытах объект исчезал за экраном, а затем появлялся вновь, сохраняя первоначальную траекторию движения, но с изменением некоторых признаков. Некоторые из преобразований, использовавшихся в этих экспериментах, показаны на рис. 7.8. Движение, по-видимому, сильнее, чем местоположение, влияет на определение идентичности, поскольку испытуемые допускали более резкие изменения, прежде чем начинали говорить о введении нового предмета. Однако и в случае более резких изменений испытуемые давали весьма своеобразные ответы, как, например: «Похоже на то, что это видоизмененный первоначальный предмет, но я знаю, что вы, по всей вероятности, как-то заменили его на новый». Другими словами, у испытуемых был некоторый когнитивный критерий идентичности, пересиливающий данные их органов чувств.
Рис. 7.8. Трансформации, использовавшиеся в эксперименте Мишотта: четыре примера предмета, появляющегося из-за экрана с изменениями тех или иных зрительных признаков.
траектория движения – предыдущая | следующая – беспокойство
Психическое развитие младенца. Содержание.