Оглавление

Оглавление

Введение. Семейный диагноз – что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.…….6

Глава 1. Семья как единица психологического анализа

Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М………………………………………………….. 10

1.1.  Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике…………………….10

1.1.1.Семья и ее современные модели……………………………………………………………….10

1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие

и дисфункциональные семьи……………………………………………………………………13

1.1.3. Структура семьи и ее нарушения…………………………………………………………….14

1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи……………………………………………………….16

1.2.  Семья как система………………………………………………………………………………………………..19

1.2.1. Понятие семьи как системы……………………………………………………………………..19

1.2.2. Параметры семьи как системы…………………………………………………………………21

1.2.2.1. Структура семейных ролей………………………………………………………….21

1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы………………………………………………22

1.2.2.3. Семейные правила…………………………………………………………………………24

1.2.2.4. Стандарты взаимодействия…………………………………………………………25

1.2.2.5. Семейные мифы…………………………………………………………………………….27

1.2.2.6. Семейная история…………………………………………………………………………28

1.2.2.7. Семейные стабилизаторы…………………………………………………………….29

1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи………………………………………………………………………31

1.3.  Нарушения жизнедеятельности семьи……………………………………………………………..32

1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации……………………………………………………32

1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга……………………………………………………33

1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз… 35

Глава 2. Методы семейной диагностики ……………………………………………………37

2.1. Рисунок семьи Никольская И. М………………………………………………………………………..37

2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М………………………….49

2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В…………………………..58

2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М… 63

2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)

Эйдемиллер Э. Г., Лидерс А. Г., Городнова М. Ю……………………………………………….68

2.6.  Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г.…………………………………………………………………………………………………….73

2.6.1.  Нарушение процесса воспитания в семье………………………………………………73

2.6.2.  Диагностика типов негармоничного

(патологизирующего) воспитания………………………………………………………….76

2.6.3.  Психологические причины нарушений в семейном воспитании………77

z./.  другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М……91

2.7.1.  Гиссенский личностный опросник (ГТ)……….                         …………….91

2.7.2.  Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири……………93

2.7.3.  Измерение родительских установок и реакций(опросник PART)……..95

2.7.4.  Цветовой тест отношений (ЦТО)…………………….                       …………..98

2.7.5.  Методика «Подростки о родителях» (ПоР)……………………………………… 100

Глава 3. Перинатальные аспекты психологиии психотерапии семьи Добряков И. В………………………………………….104

3.1.  Зачатие………………………………………………………………………………………………………………… 105

3.2.  Беременность…………………………………………………………………………………………………….. 106

3.2.1. Тест отношений беременной…………………………………………………………………. 110

3.3.  Родовая травма………………………………………………………………………………………………….. 119

3.4.  Постнатальный период…………………………………………………………………………………….. 121

3.5.  Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание………………………….. 125

3.6.  Перинатальная семейная психотерапия……………………………………………………….. 132

3.6.1.  Психотерапия семьи, ожидающей ребенка………………………………………… 134

3.6.2.  Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка………………. 135

3.6.3.  Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода………………………………………………………………………… 138

Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.………………….140

4.1.  Определение системной семейной психотерапии……………………………………….. 140

4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии……. 143

4.3. Основные техники системной семейной психотерапии……………………………… 143

4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии………………………. 149

4.5. Пример использования системной семейной психотерапии……………………… 151

Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.……………………………………………………………………………………………..154

5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии…… 154

5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа

в семейной системной психотерапии…………………………………………………………….. 155

5.2.1.  Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности………………………………………………………………………………….. 155

5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности……………………..155

5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности………………………….. 164

5.2.2.  Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи…………………………………………………. 172

5.3.  Метод и техники аналитико-системной

семейной психотерапии……………………………………………………………………………………. 177

5.3.1. Пример аналитико-системной семейной

психотерапии больной с фобиями……………………………………………………….. 179

Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В………………………183

6.1.  Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии………………….183

6.2.  Интеграция игровой и семейной психотерапии……………………………………………184

6.3.  Определение и особенности игровой семейной психотерапии…………………..191

6.4.  Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии…………193

6.5.  Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии………………….194

Глава 7. Семейное психологическое консультирование Никольская И. М…………………………………………………………………………………………….200

7.1. Общие сведения о психологическом консультировании…………………………….200

7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования………………..202

7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения………………204

7.4. Стадии психологического консультирования……………………………………………….209

7.5. Случай психологического консультирования Полины А……………………………216

Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии Никольская И. М………………………………………………………….223

8.1.  Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии………….223

8.2.  Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании

и психотерапии взрослых клиентов………………………………………………………………..226

8.3.  Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании………………………………………………………………………………………………235

Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.…………….269

9.1.  Общие сведение об аналитической психодраме…………………………………………..269

9.2.  Аналитическая психодрама в работе с семьями……………………………………………274

Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем Добряков И. В………………………………………………………280

10.1. Рассказывание историй как проективная техника……………………………………..280

10.2. Сказка «Гуси-лебеди»………………………………………………………………………………………283

10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом……………………………………………..288

10.4. Групповая форма работы с пересказом…………………………………………………………298

Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии Никольская И. М………………………………..307

11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера. 307

11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера…………….311

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………320

Толерантность и идентичность современного психотерапевта

Эйдемиллер Э. Г.………………………………………………………………………………………………….320

Литература………………………………………………………………………………………………………………….325

Приложение. Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3 ………………………………………………335

Э. Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская СЕМЕЙНЫЙ ДИАГНОЗ и семейная психотерапия   – предыдущая  | следующая – Нормальная и дисфункциональная семья

консультация психолога детям, подросткам, взрослым