/     /  
IX. Нормальность и абнормальность личности

IX. Нормальность и абнормальность личности

В своей книге мы не занимаемся психопатологией, но необходимо себе уяснить, что является, а что не является нормальным. Прежде всего можно констатировать, что понятия – абнормальность, анормальность, ненормальность, аномальность и соответствующие прилагательные (абнормальный, анормальный, ненормальный, аномальный и. т. п.) приме­няются очень небрежно.

Большинство авторов, задумавшихся над этими понятиями, исходи­ли из понятия норма: нормально то, что отвечает норме. То, что не отве­чает норме – является ненормальным, абнормальным. В нашей литера­туре понятием нормальности в последнее время занималась З. Сиржиштева и коллектив (1972). Лат показал, что норма может иметь значение статистическое, функциональное или нормативное. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к стати­стическому среднему (нормальная и абнормальная величина), Функ­циональная норма определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы: например, если почки не выполняют свою функцию, то их функцию считаем ненормальной. Нормативная норма – это предварительно идеально установленная норма (что должно быть).

Статистическая норма уже давно предмет скепсиса. Финн Летоваара (1961) выбрал прекрасный пример зубного кариеса, который со ста­тистической точки зрения совершенно «нормальное» явление, но с точ­ки зрения здоровья представляет явление нежелательное. Оба следу­ющих понятия являются также предметом критики. Так все норматив­ные нормы, которые иногда называют «социокультурными», так как они зависят от общественных постулатов, одним обществом могут приз­наваться «нормативными», а другим обществом отрицаться или эти нормы вообще отрицают естественной норме, рядовой, как например, расовые нормы нацистской Германии.

Постулированные нормы, требования общества могут вступать в противоречия не только с рядовыми (обычными) общепринятыми объективно действительными для человека нормами (ведь в сущности речь идет об оптимальном функциональном определении бытия частич­ного во взаимосвязи с понятием бытия как целого), но могут вступать и в противоречие с индивидуальными нормами, которые приказывает человек сам себе – с индивидуальными постулатами. Этим определяют­ся и широкие возможности невротизации и конфликтов индивида с общественными формациями, начиная с семьи и кончая государством.

Что же в таком случае является характерным для нормальной пси­хической деятельности и для нормальной личности?

Сиржиштева, например, приводит следующее: 1. динамическое рав­новесие между личностью и средой; 2. динамическое равновесие у раз­личных психических процессов и деятельностей, особенно потребностей личности; 3. единый выборочный характер потребностей (выбор жизнен­ной цели); 4. относительное постоянство структуры личности в процессе ее развития и изменений; 5. динамическое равновесие между энергетическим потенциалом потребностей личности и ослаблением их напряже­ния. Противоположность или отсутствие этих признаков являются характерными для абнормальности.

Мы не считаем, например, что всегда должно быть реализовано ди­намическое равновесие между личностью и средой и несмотря на это, личность может быть вполне нормальной (великие революционеры, му­ченики истории), и наоборот, неуравновешенность различных видов психической деятельности и процессов, особенно потребностей, еще не обязательно ведет к абнормальности.

Наши собственные эксперименты и размышления привели нас к убеждению, что нормальность или абнормальность это не состояние, а непрерывный постоянный развивающийся процесс, в ходе которого личность как биопсихосоциальная единица стремится в каждый момент своего развития и путем многочисленных отношений в связи с внешней и внутренней средами достичь функциональный оптимум сохранения, развития, и самореализации. Позиция личности на континууме нормальность – абнормальность в каждый момент определяется изменениями: а) интегральных способностей личности, обеспечивающих адекватную реакцию на среду, б) интенсивностью, в) экстенсивностью, г) глубиной, д) длительностью и е) частотой изменений, которые дан­ную интегральную способность личности адекватно воспринимать, адекватно интерпретировать и адекватно реагировать на среду ослабляют, нарушают или портят.

Приведем конкретный пример:

Пятидесятилетняя женщина, проснувшись, видит, что открылась дверь комнаты, в которой, как правило, спала ее незамужная дочь; отту­да выходит свадебное шествие, ее дочь и жених дочери в свадебных на­рядах, улыбаются ей. Они проходят через ее комнату и покидают квар­тиру.

Сенильный период – предыдущая | следующая – Нормальность-абнормальность

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)