Были также сделаны попытки продемонстрировать существование критерия местоположения при определении идентичности. Для этого, по-видимому, можно было бы использовать те же самые характеристики ответа. Если предмет подменяется другим и младенец воспринимает это скорее как замену, чем как изменение, то можно было бы ожидать, что он будет искать первоначальный предмет. Если же, с другой стороны, младенец воспринимает это как изменение того же самого предмета, то не следует ожидать возникновения каких-либо признаков поискового поведения. В экспериментах использовалось тахистоскопическое устройство, позволявшее либо предъявлять последовательность объектов на одном и том же месте, но с возможностью изменения любого другого признака, либо предъявлять объекты на разных местах при сохранении всех остальных признаков (Бауэр, 19746). Полученные результаты были менее четкими, чем данные о прослеживании. Когда предмет меняет местоположение, то младшие дети (3—4 месяца) переводят взгляд от одного его положения к другому. У 5—6-месячных детей такое поведение не наблюдается. Если на старом месте располагается замещающий предмет, то младшие дети не пытаются найти исходный предмет, продолжая фиксировать взглядом место, на котором он находился. Более старшие дети — вплоть до года — в большинстве случаев также внимательно смотрят туда, где первоначально показывались предметы. Однако, если показывается такой значимый объект, как мать ребенка, 5—6-месячные дети начинают искать ее после подмены. Младшие дети не обнаруживают подобного поведения. Таким образом, на основании данных о поисковых движениях глаз младенца (при условии, что объект настолько значим, как в последнем примере) можно сделать вывод, что местоположение теряет свое исключительное значение при определении идентичности неподвижных предметов примерно в то же время, когда движение утрачивает свою привилегированную роль для движущихся предметов.
Младенцы в возрасте приблизительно от 12 до 20 недель идентифицируют предмет по его местоположению или траектории движения. По всей видимости, они считают, что предмет остается на своем месте даже после закрытия его экраном. Их реакции также обнаруживают понимание того, что траектория движения продолжается позади экрана. Но они, вероятно, не сознают, что движение и местоположение взаимосвязаны, так что отдельный предмет может двигаться из одного места в другое, не становясь при этом целой серией различных предметов. В конце этого периода (около 20 недель) поведение младенцев изменяется, показывая, что данные о движении и местоположении координируются. При предъявлении движущегося предмета, который внезапно останавливается, младенец в возрасте 20 недель прекращает прослеживание и остается неподвижным. При предъявлении неподвижного предмета, который возобновляет движение, младенец этого возраста может следовать за ним взглядом независимо от того, где он двигается или двигался. По всей видимости, эти дети понимают, что предмет может перемещаться от одного места к другому по некоторым траекториям. Они, по-видимому, также знают, что движение связывает различные точки пространства. На основании этого мы считаем, что дети этого возраста научились координировать данные о местоположении и движении. Этот вывод объясняет ранее описанные изменения в характере прослеживания.
В таком понимании координация является умозаключением или некоторым объяснительным принципом. Манди-Кастл и Энглен (1969), однако, провели эксперимент, в котором, как представляется, координация обнаруживается непосредственно. Эспериментальная установка представлена на рис. 7.12. Манди-Кастл наблюдал движения глаз у младенцев в то время, когда они смотрели на экран его установки. У детей в возрасте 12 недель наблюдалось простое перемещение взгляда за предметом из стороны в сторону или от одного места до другого. Младенцы этого возраста были способны предвосхищать появление предмета в каждом «окошке», но делали это с помощью простых движений глаз в горизонтальной плоскости. Позднее появлялся совершенно новый тип поведения. Младенцы начинали интерпретировать траекторию движения между двумя «окошками»: они двигались не прямо от одного окошка к другому, а поднимали глаза вверх и переводили взгляд, как бы прослеживая траекторию, по которой предположительно должен был двигаться предмет, чтобы попасть из одного места в другое. Такая интерпретация траектории является очевидным доказательством координированности местоположения и движения в психике младенца. Интерполируемые траектории обнаруживают удивительно высокий уровень знаний младенца об окружающем мире. Так, например, если интервал между исчезновением предмета в одном месте и последующим появлением его в другом продолжителен, то интерполируемая траектория высока и достаточно крута. Если же интервал короткий, то траектория проходит ниже и является более плоской. Это показывает, что дети знают не только то, что предметы двигаются из одного места в другое по некоторым траекториям, но также и то, каким образом они должны перемещаться, чтобы при определенной скорости попасть из одного места в другое. Еще несколько лет назад мы, несомненно, и не подумали бы ожидать от детей этого возраста подобной компетентности.
Рис. 7.12. Аппарат Манди-Кастла.
беспокойство – предыдущая | следующая – координация местоположения и движения
Психическое развитие младенца. Содержание.