Что же такое психотерапия? Страдающий человек решает призвать на помощь другого человека. Он обращается к определенному лицу, ибо в силу усвоенной обществом традиции верит, что это лицо обладает знаниями и умением лечить. Вера является предварительным условием для того, чтобы могли осуществиться изменения.
Эта вера оказывается порой достаточной сама по себе. Мы называем такой случай эффектом плацебо. Известно, например, что нейтральное средство, в лечебные свойства которого верит больной, способно иной раз устранить симптом. На деле плацебо всегда предполагает участие другого лица, которое его прописывает. Даже если этот другой не присутствует физически, имеется какая-то символическая замена: наука, медицинское учреждение и т. п. Плацебо представляет собой косвенное внушение.
Иногда терапевтический процесс принимает форму прямого внушения: «Встань и иди». Так, например, устраняют бородавки путем простого словесного приказания, заверяя пациента, что в указанный день они исчезнут.
Употребленное нами слово «внушение» весьма неточно и часто имеет различные значения. Бернгейм, первым широко применявший этот термин, определил его следующим образом: «Мысль, возникшая у гипнотизера, воспринятая гипнотизируемым и усвоенная его мозгом…» (1886). С тех пор смысл этого слова расширился, и теперь оно может обозначать любую форму влияния. Когда мы говорим, что излечение достигнуто благодаря внушению, это означает, что излечение обусловлено влиянием, которое оказывает терапевт на пациента, а не действительным преобразованием, имевшим место на органическом или психологическом уровне.
Напротив, такие виды терапии, как психоанализ, используют рассмотрение пережитого опыта, выявление неосознаваемых конфликтов и фантазмов и т. д. с целью. Добиться подлинного изменения личности пациента, вследствие этого они нуждаются в сложной методике, предусматривающей определенную продолжительность Лечения и последовательность его этапов.-
И, наконец, иногда прибегают к некоторым видам терапевтической техники — релаксации, гипнозу, лечению сном, химическим агентам, которые предполагают манипулирование состоянием сознания пациента; другие виды техники имеют своей целью воздействие на уровне обучения и обусловливания.
Эти различные подходы всегда в той или иной степени взаимодействуют друг с другом. Однако они представляют собой пути воздействия на симптом, которые могут использоваться и более или менее дифференцированно; но, каким бы ни был избранный метод, переход от болезненного состояния к состоянию здоровья является в конечном счете аффективной перестройкой, которая в свою очередь осуществляется главным образом путем сдвигов в системе межличностных отношений.
Некоторые из применяемых ныне методов воздействия известны с незапамятных времен. В течение долгих веков, а в так называемых первобытных обществах еще и сегодня, эти методы составляли основу исцеления, в той его форме, в которой оно практиковалось колдунами, шаманами, знахарями и т. п. Эту «традиционную» медицину можно определить как сочетание прямого внушения (вера в могущество колдуна, в его желание исцелить больного является здесь главным фактором терапевтического воздействия) и косвенного (последнее действует в основном посредством ритуальных обрядов: заклинаний, магических предметов и движений и т. п.). Манипуляция состояниями сознания часто играет в этой медицине важную роль, выступая в различных формах: прием наркотических снадобий, воздержание от пищи, физические действия, предназначенные для достижения эффектов сенсорной депривации и т. п. Все три перечисленные элемента часто используются вместе.
В некоторых случаях терапевтическое воздействие может принимать тщательно разработанные формы, напоминающие технические приемы современной психотерапии. В знаменитой статье Леви-Стросса приводится анализ того, что он называет шаманским лечением (1958). Вначале рассказывается о применяемом в случае трудных родов ритуальном обряде, бытующем у одного из племен Южной Америки. Совершая обряд, шаман разыгрывает перед роженицей процесс родов в виде сражения с духами, и эпизоды сражения соответствуют различным фазам родов. Леви-Стросс показывает, как этот сценарий обряда дает пациентке нечто вроде путеводной нити, которая позволяет упорядочить хаотический поток телесных ощущений и вызвать соответствующие ситуации физиологические реакции. Таким образом, лечебная эффективность обеспечивается соответствием двух серий процедур: с одной стороны, телесные действия, а с другой — интеллектуальные операции, вокруг которых строится миф. Их соответствие позволяет шаману воздействовать на первые с помощью вторых. Леви-Стросс назвал это символической эффективностью. Шаман, пишет он, «дает пациентке язык, способный непосредственно сообщать о неформулируемых состояниях, которые не могут быть выражены иным путем. Переход к такому словесному выражению (позволяющему переживать в упорядоченной и доступной для восприятия форме текущий опыт, который иначе был бы анархическим и невыразимым), стимулирует ход физиологического процесса, то есть реорганизацию в благоприятном направлении очередного этапа родов».
Продолжение о гипнозе, отношении и трансфере – предыдущая | следующая – Немного об истории психотерапии на примере шаманизма
Л. Шерток. Непознанное в психике человека. Содержание.