/     /  
п.3. Особенности познавательной деятельности больных портальной гипертензией (продолжение).

п.3. Особенности познавательной деятельности больных портальной гипертензией (продолжение).

При помощи этой пробы можно установить не только изменения активности, выражающиеся в по­вышении лабильности или замедленности, а также наличие своеобразной жесткости установок неумение переключаться с быстрого на медленный темп. В норме наблюдается некоторое последствие ско­ростной стимуляции, вследствие чего продуктивность 3-й пробы выше продуктивности 1-й. Соотношение примерно такое: 1-я проба – 16-20-14 2-я проба – 32-28-24 3-я проба – 22-24-21 При изменениях активности наблюдаются иные количественные показатели. По нашим данным сле­дует выделить три основных типа соотношений. Прежде всего, относительное снижение свободного темпа. При исследовании по данной пробе выяви­лась группа больных с резко замедленным темпом по сравнению с остальными. Они находились в бо­лее тяжелом состоянии, чем другие обследуемые - либо готовились к операции, либо обследовались вскоре после нее. Для этих больных был характерен чрезвычайно малый прирост скорости при инструк­ции о максимальном темпе: Пример 1
№ пробы Исп.№2 Исп.№4 Исп.№11 Исп.№27
1 10-11-14 13-10-16 9-13-9 8-6-9
2 19-14-16 24-16-20 11-8-14 10-10-12
3 13-10-14 15-15-15 отказ 8-8-8
Последействие скоростной стимуляции выражено не­четко (2-я проба).      1 Второй тип соотношений характеризовался рез­ким спадом темпа при возврате от максимального темпа к свободному: Пример 2
№ пробы Исп.№20 Исп.№23 Исп.№19 Исп.№34
1 20-24-27 13-13-12 17-22-22 33-28-30
2 47-45-45 25-27-24 40-35-40 47-32-29
3 12-10-18 10-9-11 15-17-20 10-15-12
Здесь ярко проявилась психическая истощаемость: даже кратковременное произвольное напряжение вызвало последующий спад продуктивности, т.е. кратковременная мобилизация усилий приводила к перенапряжению и в результате – к заметному снижению темпа после стимула к максимальному ускорению. Третий тип соотношений представлен наиболее широко. Здесь изменения активности сказываются в отсутствии или незначительной реакции на внешнюю стимуляцию, когда продуктивность всех трех проб мало отличается друг от друга, однако она заметно выше, чем у больных 1-й группы. Пример 3
№ пробы Исп.№10 Исп.№ 18 Исп.№39 Исп.№41
1 30-35-44 28-33-33 28-20-21 34-27-24
2 42-50-65 30-38-43 30-32-27 35-38-25
3 40-50-56 30-32-40 27-25-39 52-37-26
Мы наблюдаем в этом случае изменения пластичности усилий по типу фиксированной установки, с трудом поддающейся произвольной регуляции. Несмотря на выявленные отличия, всех больных объединяет ода характерная черта: колебания продуктивности в течение 30 с пробы, вследствие чего быстрый темп в первые 10 с может смениться снижением, а затем резким возрастанием продуктивности. Возможна и обратная последовательность. Пример 4
Исп.№17 Исп.№14 Исп.№32 Исп.№37 Исп.№8 Исп.№41
27-11-22 16-36-13 43-21-19 53-17-65 14-20-7 52-37-26
Эта особенность отражает свойственную всем выделенным типам больных лабильность волевых усилий. Не меньший интерес представляют возможности спонтанной активности в менее детерминированных условиях: при свободном ассоциировании. В норме наблюдаются различные типы продуцирования ассоциаций: в одних случаях обильный поток слов, в других – замедленное прерывистое называние, но у больных эти отклонения значительно более разнооб­разны. Прежде всего следует отметить наличие и длительность латентной паузы перед началом назы­вания слов: иногда она достигала 40 с. Практически у всех больных количество названных слов падает по мере выполнения задания (иногда очень резко). Характерно наличие длительных пауз между слова­ми. Наблюдается и снижение качественного уровня ассоциаций: повторение ранее сказанного (персеве­рации), резкое сужение круга ассоциативной тема­тики (имена, названия городов, инструментов, чис­ла). Чаще всего больные вопреки инструкции начи­нают с описания предметов, находящихся перед гла­зами, потом следует длительная пауза. Следователь­но, и в этом задании обнаруживаются нарушения активности, проявляющиеся либо в снижении качественного уровня ассоциаций, либо в быстром исся­кании их потока. В пробе на сортировку цветных фигур (методика В. М. Когана) также были обнаружены изменения динамики психической деятельности. В норме (по данным В. М. Когана и сотрудни­ков) в этой пробе время, затрачиваемое на сорти­ровку фигур по цвету и форме в сумме, обычно не отличается от времени, затрачиваемого при совме­щении. В норме это соотношение таково: 1. Сортировка по цвету – 51-76 с 2. Сортировка по форме – 68-91 с 3. Совмещение – 122-165 с Соотношение результатов в группе исследованных больных: 1. Сортировка по цвету – 39-250 с 2. Сортировка по форме – 56-224 с 3. Совмещение – 125-611 с В норме разность 1-Й + 2-Й проб к 3-й равна нулю, результаты наших данных показали разброс от +12 до 248. Только у 6 больных время сортировок и время совмещения приближались (разница 4—12 с). Расхождение с нормой начинается особенно отчет­ливо при переключении с сортировки по цвету на сортировку по форме. Переключение на новый при­знак сортировки проходит с большим трудом, и вре­мя, затрачиваемое больными на эту операцию, резко возрастает по сравнению с нормой (224 с вместо 68-91 с в норме). Время же, затрачиваемое боль­ными при совмещении признаков сортировки, на 40% превышает суммарное время двух предшествующих сортировок, в то время как у здоровых ис­пытуемых оно равно суммарному времени сортировок по цвету и форме. исследование - предыдущая страница|следующая страница - изменения динамики Влияние хронической болезни на психику. Содержание.

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)