Но тяжесть действия этих более широких общественных условий на человека зависит от принадлежности человека к той или другой общественной группе, от его воспитания, темперамента, характера, от оценки им жизненных ценностей, от адаптабельности.
Имеет также значение и опыт поколений, который модифицирует отношение к тем или иным общественным целям и требованиям. Особенно в более обостренных общественных ситуациях у отдельных лиц и у целых групп сталкивается общественная активность с требованиями непрерывного профессионального роста и эти требования одновременно смогут выполнять только всесторонние, настойчивые и психически гармоничные личности.
Из факторов, которые в последнее время все чаще становятся источником напряженности, недовольства, внешних и внутренних конфликтов, на основе психиатрического опыта по изучению реактивных психических расстройств, прежде всего неврозов, можно привести следующие:
а) проблемы и трудности в организации работы и производства, которые проявились в экономических трудностях последних лет;
б) трудности в снабжении товарами широкого потребления, отягощающие главным образом женщин и матерей;
в) психическое напряжение, связанное с этим, особенно у работающих женщин-матерей;
г) нерешенная жилищная проблема, результатом которой явилось затруднение с основанием новых молодых семей, напряженность при совместном жительстве двух и даже трех поколений в одной небольшой квартире, а с другой стороны – усложнение переезда разведенных супругов, которые в течение многих лет живут и с детьми в одной квартире, иногда и с новыми партнерами;
д) по аналогии с ситуацией во всех развитых странах интерперсональные конфликты, имеющие своим следствием серьезное психическое нарушение равновесия, касаются в 50% случаев партнерской супружеской и семейной жизни, в 20% – трений на работе, в 30% – речь идет о смешанных проблемах или о других;
е) следствием, а иногда одновременно и источником проблем и конфликтов является порочная компенсация напряжения и фрустрации токсическими веществами, в первую очередь алкоголем и никотином, а затем седативными анальгетическими средствами и некоторыми психостимулирующими препаратами. Законные меры по предупреждению злоупотребления наиболее опасными веществами, такими, как опиаты, галлюциногены и т. п., пока уменьшили их употребление лишь в незначительной степени. Но не следует также недооценивать и действия «традиционных» средств.
Некоторые из источников такой напряженности в последнее время становятся менее актуальными. Государственному управлению удается обеспечивать снабжение рынка товарами широкого потребления, а также постепенно решать жилищный вопрос. Это свидетельствует о том, что социалистическое общество, без сомнения, имеет предпосылки для того, чтобы на основе научного управления создать благоприятные условия жизни для своих граждан.
3. Практическое применение психической гигиены
1. В воспитании детей: не преувеличивать требования и претензии, не перегружать, воспитывать скорее примерами, действиями, чем словами, нотациями, запрещением и страхом; не предостерегать чрезмерно, например, что с ребенком случится что-то страшное, если он будет то-то и то-то делать, или пойдет туда-то и туда-то. Но, с другой стороны, не уступать всем его требованиям и притязаниям, не создавать вокруг ребенка тепличную атмосферу, не скрывать от него проблемы и конфликты, а лучше показать ему на примере, как можно конкретно, с определенной терпеливостью решить и сложные конфликты. Не втягивать детей в такие конфликты и ситуации, которые они пока не могут оценить и понять. Стремиться к тому, чтобы дети на собственном опыте научились понимать цену вещей и денег, вести их к самостоятельности и ответственности. Не навязывать преждевременно какую-нибудь деятельность, к которой ребенок испытывает отвращение или которой боится; это касается главным образом разных видов спорта, например, плавания. Воспитывать у детей любовь к физическому труду, что позднее может стать основой для любимых занятий и «хобби», особенно у людей, занимающихся умственным трудом.
2. В сексуальном воспитании информировать подростков вовремя, правдиво и тактично, не сопровождая объяснения таинственностью и стыдливостью и не скрывая того, что секс вносит в жизнь проблемы, напряженность и неуверенность. Следует воспитывать в юношах ответственность по отношению к девушкам, а в девушках – ответственность за самых себя, за свое здоровье и за возможное материнство.
3. У взрослых способноствовать созданию таких условии, которые усиливали бы уважение к качественной работе, вели бы к справедливой оценке хороших результатов труда; в отношениях между собой поддерживать корректное деловое поведение, открытую аргументацию, ограничивать проявление фразизма, переживание абстрактных основ без конкретного применения; поддерживать деловую критику против необоснованного авторитаризма. Выполнение общественных функции, если оно не связано с чрезмерной нагрузкой и рассеиванием (мультифункционарство) дает людям богатый опыт, расширяет их кругозор, учит более трезво видеть собственные проблемы с меньшим драматизмом и делает человека более выносливым к личным разочарованиям и потрясениям.
протест – предыдущая | следующая – переутомление