Такие отношения между сознанием и бессознательным (базирующимся на возможностях образного мышления) можно считать взаимодополняющими, они лежат в основе интуиции и творчества. Для творческого акта необходимо воспринимать реальность во всей ее сложности и многогранности, такой, какая она есть, «с детской непосредственностью». Казалось бы, некоторая искусственная упорядоченность, вносимая логико-знаковым мышлением, должна только мешать этому процессу. Однако известно, что дети, несмотря на действительно высокую творческую потенцию и недостаточное развитие вербального мышления, как правило, не способны к созданию зрелых, значительных произведений. Для творчества необходима взаимодополняющая активность двух типов мышления: образное обеспечивает непредвзятость и многосторонность подхода, а вербальное – организацию творческого акта, ограничивает его потенциальную хаотичность и способствует критическому анализу. В акте творчества можно выделить три основных этапа: 1) зарождение новой идеи или образа (этот этап протекает без участия сознания и сознание может только помешать ему); 2) инсайт – осознание найденной идеи; 3) критическая доработка (сознанию принадлежит решающая роль).
Таким образом, в отношении творчества вполне применима гегелевская триада, где тезисом является бессознательное (невербальное мышление), антитезисом – сознание (логико-знаковое мышление), а синтезом – их взаимодополнение. Так разрешается диалектическое противоречие между двумя типами мышления.
Роль «правополушарного», пространственно-образного мышления в процессах творчества в настоящее время сомнений не вызывает. Показано, что повреждение правого полушария мозга опухолью или инсультом приводит к значительному снижению творческого потенциала как у ученых, так и у деятелей искусства. Между тем при органическом поражении левого полушария мозга практически не страдают артистические способности музыкантов и художников, иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества.
Тесты на выявление способностей к творчеству (например, тест Гилфорда) подтверждают представления о роли организации образного контекста в творческом процессе. Испытуемых просят предложить как можно больше способов использования каких-нибудь обычных предметов обихода. За каждым из таких предметов традиционно укрепилось только одно назначение. Предложение использовать привычный предмет любыми, самыми фантастическими способами, по существу, направлено на проверку того, насколько прочны в сознании субъекта однозначные линейные связи между предметами и в какой степени они могут уступить место связям многозначным, основанным на учете максимального количества свойств каждого предмета. Подчеркнем, что для выполнения этих заданий необходимо не только учитывать разнообразие свойств данного предмета, но и уметь приводить их во взаимосвязь с особенностями других предметов, что и представляет собой создание образного контекста. Другие методы оценки творческих способностей выявляют степень готовности к одновременному постижению двух пли более противоположных идей или сторон явления.
Образному мышлению свойственна гораздо меньшая упорядоченность и организованность связей между предметами и явлениями, чем мышлению логическому. Между тем для организации упорядоченных, однозначных связей необходима гораздо большая активность мозговых систем. Мы полагали, что именно этим определяются различия физиологической активности мозговых полушарий в процессе решения задач, требующих и не требующих творческого подхода.
В исследовании американского ученого Маргиидаль проводилась регистрация биоэлектрической активности мозга (электроэнцефалограммы) у испытуемых с высоким и низким творческим потенциалом (последний определялся по данным теста Гилфорда) в состоянии покоя и в процессе решения задач, требовавших либо творческого подхода, либо формально-логических операций. Сопоставлялась представленность альфа-ритма во всех трех состояниях. Альфа-ритм – это регулярные колебания мозговых биопотенциалов частотой 8-12 в 1 с. Считается, что между этим показателем и степенью мозговой активации имеется обратная зависимость; чем выше активность восходящей активирующей ретикулярной формации, которая повышает уровень бодрствования, тем менее выражен альфа-ритм. В обсуждаемом исследовании обнаружилось, что в состоянии покоя у высокотворческих людей альфа- ритм, занимает меньшее время на ЭЭГ, чем у лиц с низкими или средними творческими способностями. Это значит, что в состоянии относительного покоя мозг творческих людей более «активирован», возможно, вследствие их большей сенсорной открытости и чувствительности ко всем поступающим извне сигналам. Отчасти в связи с этой повышенной чувствительностью творческие люди живут более интенсивной духовной жизнью, у них легче возникают внутренние конфликты, что может проявляться более высокой активацией мозга вне творческой деятельности.
Особенности логико-знакового мышления – предыдущая | следующая – Исследования правого полушария
Поисковая активность и адаптация. Содержание