Многие авторы полагали, что анализ ответов на приближающиеся предметы мог бы позволить нам оценить перцептивные способности детей более юного возраста. Уайт (1963) провел весьма тщательно контролировавшееся исследование развития одной из реакций на приближение предмета — моргания. Младенцы и этом эксперименте лежали на спине. Непосредственно перед их лицом был укреплен кортикальный оптический тоннель, содержащий объект, который мог падать в направлении лица ребенка с различной высоты (см. рис. 4.12). Снизу тоннель был закрыт прозрачной пластмассовой пластинкой, которая предохраняла лицо от попадания объекта. Пластина также исключала попадание к лицо ребенка каких-либо вызываемых падением объекта дуновений воздуха. Это позволяло быть уверенным, что наблюдаемые реакции были реакциями на зрительное событие, а не на движение воздуха. Мигательные реакции регистрировались при помощи электродов, прикрепленных к вискам ребенка, и записывались на движущейся ленте полиграфа. Оказалось, что первое моргание в ответ на падающий объект наблюдается примерно в возрасте восьми недель. В это время моргание оказалось специфическим именно к падению объекта, так как поднимание объекта не вызывало никакой реакции. До возраста восьми недель моргания вызвать не удалось.
Рис. 4.12. Аппаратура для вызывания реакции моргания, использовавшаяся Уайтом (Из: В. L. White, Human Infants: Experience and Psychological Development. Copyright © 1971).
Результаты эксперимента, похоже, свидетельствуют о том, что восприятие удаленности может быть продемонстрировано в возрасте восьми недель. Но можем ли мы сделать отсюда вывод, что оно отсутствует в более раннем возрасте. Моргание относится к числу обычных реакций младенца и легко может быть вызвано дуновением воздуха задолго до восьминедельного возраста. Если мы признаем, что мигание является надежным индикатором восприятия удаленности, мы также, по-видимому, должны признать правомерность вывода о том, что у младенцев до восьми недель в условиях эксперимента восприятие удаленности отсутствовало. На этом месте необходимо сделать два замечания. Можем ли мы считать моргание хорошим индикатором восприятия удаленности, а также можем ли мы согласиться, что условия этого эксперимента были достаточно близки к тем условиям, в которых обычно протекает восприятие? Давайте сначала рассмотрим моргание. Какое функциональное значение может иметь закрывание глаз в ответ на быстрое приближение объекта к лицу? Безусловно, было бы больше смысла в выполнении какого-либо действия, направленного на избегание столкновения с объектом, причем выполняться это действие должно было бы с открытыми глазами. Что касается исследования, то для него больший смысл имели бы наблюдения за ответами, которые несут функциональную нагрузку, а не за морганием, которое представляется плохо адаптированной реакцией на приближение объекта. В конечном счете нет никаких доказательств, что взрослые закрывают глаза, когда видят приближающийся предмет, кроме разве что тех случаев, когда они теряют всякую надежду на спасение. Но почему же это должны делать младенцы? Вторая проблема связана с условиями эксперимента. Диапазон движений объекта, который использовал Уайт, был очень узок. Самый длинный путь равен 30 см. Так как объект падал под действием силы тяжести, ускоряющей предметы почти на 10 м/сек2, все начиналось, происходило и оканчивалось в течение несколько миллисекунд — вероятно, слишком быстро для того, чтобы успеть организовать какой-либо ответ. До того как младенец может ответить на событие, оно прекращается. Если бы ответ просто «запускался» событием, это не имело бы никакого значения, но у нас нет оснований думать, что поведение человека «запускается» и затем продолжается в отсутствие стимуляции, которая его вызвала.
Последнее замечание по поводу условий эксперимента, которое я считаю необходимым сделать, состоит в следующем: Уайт исследовал прозрачную пластиковую пластинку, чтобы выталкиваемый объектом воздух не попадал в лицо младенца. Тем самым он хотел добиться полной уверенности в том, что наблюдаемые реакции вызваны именно зрительной стимуляцией. Это может казаться совершенно необходимой мерой контроля, однако она сделала ситуацию эксперимента нерепрезентативной по отношению к условиям восприятия, которые имеют место в реальном жизненном окружении. Когда какой-либо предмет близко приближается к наблюдателю вне стен лаборатории, одновременно возникает сложный комплекс оптических изменений и временной градиент давления воздуха на поверхности кожи. Любое изменение в отдельности было бы необычным. Не исключено, что и в раннем младенчестве их совместное присутствие является необходимым для возникновения ответа. Так как подобный вид взаимодействия весьма вероятен, условия эксперимента должны были бы позволить ответить на вопрос, насколько существенно совместное возникновение зрительных и осязательных впечатлений. На основании одного зрительного предъявления мы не можем сделать вывод, что зрение несущественно; его роль необходимо проверить в сочетании со стимулами, которые в нормальных условиях коррелируют с ним.
зрительный обрыв – предыдущая | следующая – зрительные изменения
Психическое развитие младенца. Содержание.