Вывод. Цель этой работы, посвященной психосоматической медицине в позитивной психотерапии, — разработка модели, которая послужила бы ориентирующей и структурирующей помощью в поисках целостного диагноза для больного, т.е. такого диагноза, который включает не только симптомы и их причины, но и промежуточные причины, проистекающие из жизненной ситуации, семьи, субкультуры и культуры. В соответствии с этим модель должна вскрывать здоровые аспекты, ресурсы для лечения или способности и энергию для преодоления болезни и неблагоприятной жизненной ситуации. Модель позитивной психотерапии в психосоматике не ограничивается психосоматическими заболеваниями в узком смысле, т.е. такими, при которых существует первичная реакция организма на конфликтные переживания, в результате чего в дальнейшем развивается органопатологическое состояние. Эта модель включает также все соматические и психические заболевания и может, таким образом, найти применение как ориентирующая помощь, диагностическое средство и терапевтический метод во всех медицинских специальностях. Это утверждение может показаться поначалу самонадеянным; однако оно становится понятным, когда мы показываем, что при любой болезни мы лечим в конечном итоге всего человека, даже если и не даем себе в этом отчета. Цель этого — настолько осознать эту мысль, чтобы она руководила каждым нашим врачебным действием.
Если проанализировать соответствующим образом существующие разногласия в области психотерапии соматических и душевных страданий, то можно установить основную закономерность — односторонность, которая может рассматриваться как утрата единства:
- ослабление и распад брака и внушающий опасение разлад в семейной жизни
— тревожный рост различных душевных заболеваний
— постоянно растущие преступность и насилие
— еще более опасно распространяющийся в мире алкоголизм
— беспримерно растущее злоупотребление лекарствами и действие этого на душу и разум токсикоманов
— расовые конфликты — коррупция и взяточничество в правительстве, политике и экономике
— опасность мировой войны
— безумная гонка в создании «все лучшего» оружия уничтожения, отравляющего атмосферу и уничтожающего города
— необходимость ограничить вооружение до требований безопасности и совместно со всеми нациями обеспечить мир в мире
— отказ религии от решения личных и социальных проблем
— растущая угроза атеизма (ср.: ч.1, гл.5 — аспекты мирового кладбища и мира в мире).
Этот пример показывает, как важно преградить путь болезни и спросить о том, как относится пациент к своему будущему, какие у него ожидания, надежды, уверенность и страхи, прежде чем разовьется симптоматика.
Такой процесс, с одной стороны, предоставляет терапевту возможность постановки всеобъемлющего диагноза и вместе с этим возможность расширенного подхода к пациенту, что непосредственно проявляется на отношениях его с врачом. С другой стороны, пациент и его семья получают возможность познать себя с новой стороны, обнаружить неиспользованные, односторонне развитые или подавляемые до сих пор способности и таким образом найти новые пути изменения жизненной ситуации.
Симптом как знак болезни - предыдущая | следующая - Человек и мир
Психосоматика и позитивная психотерапия