Динамическая модель развития Пиаже обладает теми же достоинствами, но она существенно отличается от простой модели научения. Ключевой для модели Пиаже является идея конфликта или противоречия. Пиаже предполагает, что познавательное развитие имеет место только в том случае, когда младенец или ребенок сталкивается с необходимостью понять противоречие между двумя правилами, представлениями или способами поведения, которые применимы к одной и той же ситуации. Характерные для 12-недельного младенца правила фиксации неподвижных предметов противоречат его правилам слежения за движущимися предметами. Действительно, лежащие в основе этих правил представления в принципе несовместимы и обязательно ведут к конфликту всякий раз, когда их применяют в ситуации с движущимися и неподвижными предметами. Противоречие возникает, как только неподвижный предмет начинает двигаться или движущийся предмет останавливается. И это продолжается до тех пор, пока представления о местоположении и движении не будут скоординированы. Такой конфликт между двумя частично пригодными правилами или представлениями является необходимым условием познавательного развития. Существование подобного противоречия приводит к появлению процессов, направленных на его разрешение. Этим процессам дано (ошибочно) обозначение процессов уравновешивания. Конечным результатом уравновешивания является формирование новых представлений и правил, объединяющих элементы противоречия. Так, конфликт трехмесячного младенца может быть разрешен на основе объединения правил и представлений, как это показано в табл. 7.4. В соответствии с концепцией Пиаже уравновешивание само по себе должно быть регулируемым процессом, поэтому при заданных элементах противоречия результат объединения должен быть предсказуем. К сожалению, правила уравновешивания определены недостаточно четко, так что, хотя принципиальная возможность предсказания существует, практически оно едва ли осуществимо.
Таблица 7.4. Пример процесса уравновешивания.
Теория Пиаже и модель простого научения максимально отличаются друг от друга. Модель научения рассматривает развитие в рамках отдельных форм поведения. Согласно модели Пиаже, развитие невозможно, пока нет противоречия между видами поведения или между правилами, контролирующими их выполнение. В модели научения подчеркивается, что развитие специфично для определенного вида поведения. По Пиаже, развитие осуществляется широким фронтом, охватывая все формы поведения, потенциально порождаемые каким-либо представлением или правилом.
Из этих двух теорий можно вывести разные следствия, в частности относительно влияния специальной тренировки на развитие. Модель научения не может дать сколько-нибудь четкого предсказания по поводу возможного переноса навыка решения с одной задачи слежения на другую. В отличие от нее на основании модели Пиаже можно предположить, что достаточное для улучшения решения определенной задачи уравновешивание повлияет также на успешность выполнения всех других заданий, использующих то же самое представление. Это предположение было проверено в специальном исследовании влияния тренировки на развитие. Две группы младенцев были подобраны по возрасту, полу и исходному уровню выполнения задачи Манди-Кастла. Средний возраст испытуемых в начале эксперимента составлял 80 дней, поэтому не удивительно, что типичное выполнение тестового задания состояло в пассивном переводе взгляда из стороны в сторону с незначительным предвосхищением и отсутствием интерполируемых траекторий. Младенцы одной из групп предварительно тренировались в прослеживании движения предмета по круговой траектории, как это показано на рис. 7.18. Расстояние между крайними точками дуги окружности было равно расстоянию между окошками в задаче Манди-Кастла. Движения глаз, необходимые для слежения за предметом, могли бы рассматриваться в качестве признака интерполяции траектории, если бы они возникали в задаче Манди-Кастла. Младенец никогда не видел предмет неподвижным, поэтому в данной ситуации конфликта не было. В соответствии с точкой зрения Пиаже можно было бы ожидать лишь локальных улучшений, непосредственно связанных с прослеживанием движения по круговой траектории. В самом деле, поскольку в данной ситуации не было никакого противоречия, тренировка не могла привести к возникновению интерполяции траекторий или координация представлений о местоположении и движении. С другой стороны, поскольку движение в области крайних, расположенных по горизонтали точек дуги окружности напоминало движение, видимое в окошках аппарата Манди-Кастла, то на основании модели научения можно было бы ожидать некоторого обобщения реакции прослеживания по кругу при переходе от одной ситуации к другой.
Рис. 7.18. Тренировка в отслеживании по окружности.
прослеживание траектории движения – предыдущая | следующая – теория научения
Психическое развитие младенца. Содержание.