Словесные отчеты о сновидениях помогают изучению сновидно измененного сознания. При таких состояниях, как медитация йогов и гипноз, дело обстоит значительно сложнее. Субъективные отчеты о таких состояниях очень скудны, а объективные исследования пока немногочисленны и зачастую противоречивы.
Между тем углубленное изучение таких состояний представляет большой теоретический интерес и имеет серьезное практическое значение. Прежде всего есть надежда, что понимание сущности этих состояний расширит наши представления о функциях мозга и возможностях человеческой психики. Кроме того, и гипноз, и некоторые элементы йоготерапии широко применяются в лечебных целях для повышения психической устойчивости, и врачам, конечно, необходимо знать, какие мозговые процессы лежат за этими методами.
Электрофизиологически наиболее подробно изучено состояние дзен-медитации. Это состояние пристального, но беспристрастного и спокойного внимания, когда все, что оказывается в поле внимания, воспринимается без какой-бы то ни было эмоциональной реакции или оценки и вне зависимости от прошлого опыта. Ни внутренние, ни внешние стимулы не вызывают аффекта, хотя субъект и реагирует на них адекватно их объективному значению. Эмоциональная реакция обычно возникает вследствие рассогласования между действительностью и прогнозом. Если то, что происходит с человеком, полностью соответствует заранее сложившимся предположениям, нет оснований для изменения эмоционального состояния. Если же прогнозировалось совсем не то, что происходит, естественно, возникают положительные или отрицательные переживания. Поэтому отсутствие эмоциональной реакции при медитации может быть объяснено тем, что в описанном состоянии отсутствует прогноз, не формируется модель будущего, и в этом смысле оно сходно с изменением сознания в сновидениях. Мы полагаем, что это объясняется доминированием в обоих случаях невербального мышления. Идея об относительном преобладании правополушарного мышления при дзен-медитации в практике йогов впервые сформулирована в законченном виде Орнстейном.
Однако при этом, в отличие от сновидений, объектом осознания служат предметы и явления реального мира, воспринимаемые непосредственно такими, какие они есть, а в сновидениях объектом осознания являются образы, не связанные с реальностью. Кроме того, образы сновидений эмоционально значимы, ибо тесно связаны с мотивами. Практикующий же дзен-медитацию стремится достичь состояния полного эмоционального равновесия.
При дзен-медитации всеми исследователями отмечены характерные изменения электроэнцефалограммы.
При неизмененном сознании в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами у человека на электроэнцефалограмме регистрируется альфа-ритм (синхронные колебания биопотенциалов частотой 8-12 в 1 с), который лучше выражен и имеет наибольшую амплитуду (40-70 мкВ) в затылочных отведениях и почти полностью отсутствует в лобных и височных отведениях. Во время дзен-медитации (у тех же испытуемых) па ЭЭГ альфа-ритм регистрируется во всех отведениях. При продолжении сеанса медитации альфа-ритм возрастает по амплитуде, причем преимущественно в лобных и центральных отделах и постепенно урежается по частоте.
У здоровых людей в обычном неизмененном состоянии сознания тэта-ритм (колебания биопотенциалов частотой 4-7 в 1 с) на ЭЭГ не регистрируется и появляется только в виде коротких эпизодов в начальных стадиях сна, при засыпании. Достаточно длительный сеанс дзен-медитации приводит к появлению на ЭЭГ регулярного тэта-ритма. Чем дольше и успешнее субъект занимается медитацией, тем лучше выражен тэта-ритм и тем быстрее он появляется.
У здоровых людей, находящихся в неизмененном состоянии сознания, при открывании глаз отмечается четко выраженная десиихронизация биопотенциалов мозга: исчезает альфа-ритм и появляются быстрые низкоамплитудные колебания частотой 13-30 в 1 с (бета-ритм), характерные для состояния активного, деятельного бодрствования. При дзен-медитации реакция десинхронизации биопотенциалов при открывании глаз не наступает. Альфа-ритм сохраняется при открытых глазах, в том числе при максимальной концентрации внимания на объекте.
Перечисленные особенности ЭЭГ не являются свойствами определенных людей, занимающихся медитацией, а характеризуют только описываемое состояние.
Изменения электроэнцефалографической картины под действием внешних стимулов также имеют при дзен-медитации характерные особенности. В обычном состоянии сознания при закрытых глазах неожиданный сигнал из внешнего мира вызывает реакцию десинхронизации – исчезновение альфа-ритма на несколько секунд с последующим восстановлением и его замену на это время быстрой низкоамплитудной активностью. При многократном повторении того же самого сигнала через равные промежутки времени реакция десинхронизации становится все более короткой и в конце концов затухает, что свидетельствует о привыкании к сигналу и означает, что его появление вошло в систему прошлого опыта и прогнозируется с высокой долей вероятности. В состоянии дзен- медитации, сколь бы часто ни повторялся сигнал, угасания реакции активации не наступает: блокада альфа- ритма и десинхронизация длятся каждый раз 2 с. По-видимому, это свидетельствует о том, что сигнал постоянно воспринимается как новый, независимо от предшествующих повторений, и вероятностный прогноз нарушен. Подчеркиваем, что такая непредвзятость восприятия и непосредственность реагирования – характерная черта правополушарного невербального мышления.
Что вообще с психологической точки зрения означает процесс привыкания к повторяющемуся сигналу? Это означает, что сигнал воспринимается каждый раз как совершенно одинаковый, что позволяет в конце концов выключить его из поля направленного внимания, если он не несет какой-то особенно значимой информации. Такое ограничение внимания есть необходимое условие функционирования логико-знакового мышления. Ведь основные задачи этого мышления – анализ и классификация, а они неосуществимы без создания условных моделей, с которыми могут сопоставляться элементы реальности. Выключение из поля внимания уже проанализированного и оцененного материала – необходимое условие перехода к анализу и классификации другого явления. Так, из оперативной памяти и внимания устраняется лишняя, несущественная информация.
Влияние быстрого сна на процесс творчества – Предыдущая|Следующая –Гипноз и мозговая активность
Поисковая активность и адаптация.Содержание