9. Ионас и сотр. (1977) считают, что при предъявлении оптического градиента расширения младенцы реагируют не на видимое приближение (защитная реакция), а на движение верхнего края расширяющегося изображения (реакция слежения). Эта гипотеза, по-видимому, не объясняет различий в поведении младенцев в ответ на предъявление информации о движении по траектории промаха и траектории попадания. Отвечая на критику, Т. Бауэр (1977) приводит дополнительные данные о стимульных переменных, которые определяют возникновение защитных реакций (см. также примечание 11).
10. В отечественной литературе высказывалось предположение, что поведение младенцев в ситуации «зрительного обрыва» обусловлено не восприятием глубины как таковой, а ориентировочной реакцией на изменение зрительной афферентации при достижении границы двух областей (Запорожец, 1967).
11. Позднее Т. Бауэр (1975) изменил свою точку зрения на значение корреляции оптической (градиент расширения) и тактильной (дуновение воздуха) информации для возникновения у младенцев защитных реакций. Вслед за Дж. Гибсоном он считает, что экологически достоверным признаком движения предмета в пространстве является оптическое перекрытие текстуры фона границами предмета. При выполнении этого условия и одной зрительной информации может оказаться достаточной для появления защитных ответов.
12. При угловых скоростях движения предмета в поле зрения наблюдателя, примерно равных 30° в секунду, нарушается восприятие формы, особенно мелких деталей. Возникновение впечатления «размытой» статичной полосы вместо восприятия движущегося предмета обычно происходит при более высоких скоростях.
13. Ласки (1977) исследовал поведение младенцев в ситуации другого интермодального конфликта между зрением и осязанием. Перед младенцем находилось зеркало, в котором он видел привлекательный предмет. Под зеркалом на месте мнимого изображения находился другой такой же реальный предмет. Когда ребенок схватывал этот второй предмет, то возникал конфликт между восприятием предмета и осязательными ощущениями от него, со одной стороны, и отсутствием вида руки в поле зрения — с другой. Заметное изменение поведения младенца в данной ситуации по сравнению с контрольными условиями было обнаружено лишь в возрасте 5-ти и более месяцев.
14.Более подробно о законах перцептивной организации и взглядах гештальтпсихологов на восприятие см.: Величковский, Зинченко и Лурия (1973).
15. Это утверждение справедливо лишь в первом приближении.
16. В одной из последних работ Додуэл, Мьюр и Дифранко (1976) не обнаружили каких-либо значимых различий в двигательных реакциях младенцев (от 5 до 23 дней) в ответ на предъявление трехмерных осязаемых предметов и их плоских изображений. Следует отметить, что и общее число зарегистрированных в этом исследовании контактов руки младенца с предметом было чрезвычайно невелико.
17. У. Нейссер (1970) сообщает об экспериментах Э. Спелке, в которых была продемонстрирована еще более сложная форма зрительно-слуховой координации. Младенцам в возрасте 3-х месяцев одновременно на двух экранах показывались два фильма, при этом лишь один из фильмов шел со звуковым сопровождением (динамик был расположен между экранами). Анализ характеристик движений глаз показал, что младенцы предпочитают озвученный фильм немому.
18. Р-м процентилем называется точка, ниже которой лежит Р процентов всех оценок. Попятно, что между 90-м и 10-м процен-тилем находится 80% оценок.
19. Одним из следствий безразличия младенцев и детей младшего возраста к ориентации предметов в поле зрения являются хорошо известные, наблюдающиеся иногда вплоть до школы ошибки зеркального поворота отдельных букв при письме. Проблема координации ориентации и воспринимаемой формы предмета обсуждалась среди прочих авторов И. Б. Костелянец (1975) и Г. Л. Тойбером (1978).
20. Приводимый автором данные свидетельствуют о том, что в развитии восприятия у младенца можно выделить ряд различных этапов. Если способность локализации предметов в интермодальном пространстве, по-видимому, обнаруживается очень рано, то становление процессов восприятия фигуративных характеристик — общих очертаний и особенно внутренних деталей — охватывает несколько месяцев. Создается впечатление, что зрительная система может ответить на вопрос «что» лишь после того, как она получит ответ на вопрос «где». Интерес но, что в восприятии взрослого человека наблюдается аналогичная последовательность фаз, занимающая, однако, время порядка одной трети секунды. Локализация предмета в трехмерном пространстве и в этом случае предшествует восприятию его тонких фигуративных характеристик (см., например: Величковский и Цзен, 1974).
21. Подтверждение этого тезиса можно найти, например, в исследовании Брунера и Козловской (1972).
умственный возраст – предыдущая | следующая – интерсубъективность
Психическое развитие младенца. Содержание.