Восприятие удаленности (изобразительные признаки)

Организму доступно большое количество другой ин­формации, которая может специфицировать относитель­ную удаленность объектов. Поскольку эта информация не требует движения и может быть выделена одним гла­зом, она очень широко применялась художниками и получила название «изобразительные признаки». Некоторые из таких признаков иллюстрируются рис. 4.8. Наиболее полное и исключительно ясное описание этих систем сти­мулов было дано Гибсоном (1950). По сравнению с дина­мическими переменными полезность таких признаков несколько ограничена. Изобразительные признаки мо­гут указывать только относительное положение, и даже это они могут делать лишь с весьма ограниченной сте­пенью точности. Существует множество ситуаций, в кото­рых применение изобразительных признаков ввело бы наблюдателя в заблуждение (рис. 4.9). Бруневик (1956) исследовал этот вопрос для целого ряда изобразительных признаков. Лучшим из них оказалась относительная вы­сота в поле зрения. Анализируя реальные трехмерные сцены, он обнаружил, что примерно в 50% случаев более «высокий» объект на самом деле был расположен дальше. Однако и после исключения случаев, в которых более «высокие» объекты были расположены на том же расстоянии, оставшаяся пропорция случаев, где «высокий» объект в, действительности был ближе, оказалась еще очень ве­лика — слишком велика, чтобы доверять даже этому признаку (рис. 4.10).

 

 

 

 

 

4.8. Изобразительные признаки. Эти монокулярные признаки не требуют движения и могут специфицировать глубину и удален­ность для наблюдателя. Другие, не показанные здесь, изобразитель­ные признаки включают наложение и относительную высоту.

А — линейная перспектива. Расстояние между линиями увеличи­вается с ростом удаленности;
Б — градиент плотности. Плотность контуров увеличивается с ростом удаленности (Из: J. J. Gibson, The Perception of the Visual World, Houghton Mifflin, 1950).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.9. (А) «Водопад» М. К. Эшера (1961). Если мы внимательно рассмотрим различные части этой конструкции, то окажемся неспособными обнаружить какие-либо ошибки. Однако же в целом изображенное на рисунке здание явно невозможно — например, две его башни имеют одну и ту же высоту, в то же время левая башня на один этаж больше, чем правая (из коллекции С. Roosevelt, Washington, D. С.).

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.9 (Б) левая часть задней стены этой комнаты удалена от наблюдателя  на большее расстояние, чем правая. Размеры и ориентация стен, а также окон были подобраны таким образом, чтобы создать на сетчатке проекцию, идентичную с проекцией нормаль­ной прямоугольной комнаты, но «меньшая» фигура в действитель­ности просто находится на большем расстоянии, чем другая.

 

 

 

Рис. 4.10. Эта фотография показывает, как относительная высота может ввести наблюдателя в заблуждение.

(А) Левый, прямоугольник кажется расположенным дальше, чем правый. (Б) Та же самая ситуация, что и в Л, но снятая под другим углом. Беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в ошибочности предыдущей оценки сравнительной удаленности левого и правого прямоугольников.

параллакс движения – предыдущая | следующая – абсолютная удаленность

Психическое развитие младенца. Содержание.