Два полушария и творчество (продолжение)

Однако в процессе решения задач, требующих творческого подхода, у творческих личностей альфа-ритм увеличивался по сравнению с фоном, а при решении задач, адресованных формально-логическому мышлению, альфа- ритм уменьшался почти до того же уровня, до которого он снижался у лиц с низким и средним уровнем творческих способностей при решении любого типа задач. Следовательно, мозг активировался. Это значит, что лицам с высокими творческими задатками не только не нужна дополнительная активация мозговых структур при решении творческих задач, но более того – целесообразно некоторое снижение этой активности по сравнению с состоянием спокойного расслабленного бодрствования.

Эти данные были подтверждены тем же автором в другом исследовании. Электроэнцефалограмма регистрировалась у двух групп студентов, каждая группа включала творческих и нетворческих субъектов. Всем студентам предлагали в процессе исследования рассказать любые пришедшие на ум истории, но только студентов второй (экспериментальной) группы просили рассказывать истории как можно более необычные. Оказалось, что именно при этом условии и только у творческих студентов, успешно справившихся с этим заданием, достоверно увеличивалась представленность альфа-ритма на электроэнцефалограмме.

Есть несколько подходов к объяснению этих результатов. Можно предположить, что поскольку для творческих личностей решение творческих задач является оптимальной формой деятельности, она не вызывает эмоционального напряжения и поэтому не приводит к активации мозга. Но есть аргументы против такой трактовки. Даже если творческая деятельность обеспечивает склонным к ней личностям максимальный психический комфорт, трудно понять, почему при этом уровень активации должен быть не только ниже, чем при выполнении других задач, но даже ниже, чем в состоянии спокойного расслабленного бодрствования. Все-таки творчество – активная форма деятельности, а не просто состояние удовольствия. К тому же известно, что оно нередко сопровождается эмоциональным подъемом, что не согласуется с гипотезой о снижении эмоционального напряжения.

Наконец, если высокий альфа-индекс отражает снижение эмоционального напряжения, он должен быть равномерно представлен в обоих полушариях мозга, а между тем есть основания считать, что при творческой деятельности это не так. В одном исследовании биотоки мозга регистрировались с правого и левого полушария в процессе запоминания абстрактных слов и слов конкретных, характеризующихся высокой степенью образности. Только при заучивании этих последних было выявлено значительно более выраженное угнетение альфа-ритма в левом полушарии, чем в правом.

При заучивании абстрактных слов с низкой степенью образности межполушарных различий выявлено не было, оба полушария были одинаково вовлечены в эту деятельность. Исследователи предположили, что такая более выраженная активация обусловлена большей субъективной трудностью при заучивании абстрактных слов, что подтверждалось и субъективными отчетами испытуемых. Но этого объяснения все же недостаточно для того, чтобы понять, почему задание, адресованное преимущественно к правому полушарию (а именно таким является заучивание образно насыщенных слов), требует для своего успешного выполнения меньшей активации именно этого полушария. Традиционные нейрофизиологические представления, согласно которым, чем выше функциональная нагрузка на ту или иную мозговую структуру, тем больше она должна быть активирована, не позволяют прогнозировать такие результаты.

Нам представляется, что объяснение возможно при учете особенностей функции правого полушария. Если признать, что задача не просто оперирование образами, а создание специфического, менее жестко организованного контекста, то приведенные результаты станут более попятными. Чем в меньшей степени требуется упорядочить информацию (и чем она, следовательно, ближе к своему естественному состоянию в природе), тем меньше требуется физиологических затрат для такой организации и, значит, тем меньший уровень дополнительной активации при этом необходим. Напомним, что не всякое оперирование образами осуществляется по законам организации образного контекста и, если задача составлена так, что необходимо найти однозначную связь между образами (или если субъект сам превращает в эту задачу любое оперирование образами), усиление мозговой активации не должно вызывать удивления.

В наших исследованиях (проведенных совместно с Ф. Б. Березнным и Л. И. Ланеевым) это предположение нашло косвенное подтверждение. Исследовались лица с доминированием логического мышления и другая группа лиц, характеризующихся особым богатством образного мышления. Обеим группам испытуемых предлагались задачи на логико-знаковое мышление (перемножение двузначных чисел) и на образное мышление (зрительное представление конкретных картин). Первое задание вызывало выраженную активацию левого полушария у обеих групп испытуемых, а у лиц с доминированием образного мышления так же относительно увеличивалась активация правого полушария. Второе задание эти последние выполняли при значимо более низком уровне активации правого полушария по сравнению с теми, у кого доминирует вербальное мышление.

Мышление и творчество – предыдущая | следующая – Исследования правого полушария (продолжение)

Поисковая активность и адаптация. Содержание