Какое значение может иметь болезнь для человека, и какие реакции возможны у человека на информацию о своём заболевании?
1. Болезнь – угроза или вызов. Реакции: противодействие, тревога, уход, борьба.
2. Болезнь – утрата. Реакции: депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание.
3. Болезнь – выигрыш или избавление. Реакции: безразличие, жизнерадостность, хотя возможна и враждебность по отношению к врачу.
4. Болезнь – наказание. Реакции: угнетенность, стыд, гнев.
Что же делать врачу с пациентами, склонными к ипохондрии?
Таких пациентов нужно направлять к клиническому психологу. Нужно понимать, что обостренность внимания к несуществующей патологии обусловлена твердым убеждением, работа с которым требует психологической коррекции. Пациенты, конечно, реагируют на предложение обратиться к психологу по-разному: некоторые рады возможности пообщаться еще с одним специалистом, другие начинают возмущаться, что их, якобы, принимают за симулянтов или сумасшедших. Здесь врач общей практики должен найти нужные слова. Я советую попробовать пообщаться с пациентом на равных (ведь такой пациент наверняка прочитал не одну статью о своей воображаемой болезни и хорошо владеет медицинской терминологией, которая касается его симптоматики), обсудить с ним подробности его состояния и предложить отнестись к мысли о наличии заболевания как к гипотезе, которую психолог поможет проверить, а значит, опровергнуть или подтвердить. Клинические психологи могут достаточно эффективно решать подобные задачи.
Вы упомянули группу пациентов с ипохондрическими расстройствами личности. Чем они отличаются от больных ипохондрией?
Если больной ипохондрией посещает врача с одними и теми же жалобами и чётким представлением о мнимом заболевании, то пациента с ипохондрическим расстройством личности обычно знает вся поликлиника. Такие люди постоянно прислушиваются к функционированию своего организма и с определенной периодичностью отмечают различные болезненные симптомы, с которыми обращаются то к терапевту, то к кардиологу, то к неврологу… По сути, за этими жалобами стоит та же установка, что и у больного ипохондрией, хотя многие из них, не получив подтверждений наличия у них заболевания, перестают обивать пороги специалистов. А помощь психолога или психотерапевта всё же была бы им полезна уже для того, чтобы осознать причины фиксированности на теме своего здоровья.
Они не склонны обращаться в вышестоящие инстанции, в правоохранительные органы?
Перечисленные категории больных – нет. Но есть группа пациентов, от которых, как раз, можно ожидать такого поворота событий. Это категория больных с множественными жалобами на врачей в анамнезе. Их можно отнести к категории кверулянтных. Кверулянтство характерно для паранойяльного расстройства личности и паранойяльного варианта параноидной шизофрении. Проявляется оно в бесконечных жалобах во всевозможные инстанции, многократных исках в суды и в оспаривании любых решений. Так пациент борется за свои права, по его мнению, ущемлённые.
Какие психологические черты присущи таким пациентам?
Это пациенты, у которых ярко выражена такая черта характера, как ригидность. Им могут быть присущи различные паранойяльные установки. Такие больные предъявляют конкретные жалобы, довольно требовательны к врачу (его компетентности и внимательности), как правило, они не бывают вполне удовлетворены качеством оказываемой им медицинской помощи. Они недоверчивы, у них низкая внушаемость и комплаентность, поэтому работать с ними очень сложно. На таких людей ни в коем случае нельзя оказывать психологическое давление. С таким пациентом потребуется приложить максимум усилий для образования терапевтического альянса. Можно попытаться объяснить пациенту с ипохондрическим расстройством личности, что его ригидность приносит ему самому только вред. Нужно объяснять ему все максимально подробно и доступно, и, возможно, врачу удастся наладить контакт с таким пациентом.
До этого момента рекомендации врача выполняться, видимо, не будут.
Скорее всего, нет. Люди с ригидными чертами характера могут следовать советам только того врача, авторитет которого не вызывает у них сомнений. Кстати, противоположность этих пациентов – люди с высокой внушаемостью. Однако эта черта ещё не гарантирует следования рекомендациям врача. Наверное, каждому врачу приходилось сталкиваться с такой ситуацией: пациент подробно и адекватно описывает свои жалобы, расспрашивает, уточняет назначения, берет рецепты на лекарства и… не принимает их так, как следует. В качестве примера приведу больных артериальной гипертензией. Препараты для снижения артериального давления, как известно, нужно регулярно принимать в течение всей жизни, но больной вспоминает о них только во время кризов. За таким поведением не стоит никакого умысла, просто такие люди импульсивны и не склонны постоянно заботиться о последствиях. Здесь терапевт может вполне обойтись своими силами. Такого пациента нужно научить стремиться к четкости при помощи внешних носителей информации и моторных навыков запоминания. Попросите его записать все назначения не на листочке, а в ежедневнике или блокноте, распечатайте или напишите ему краткое расписание приема лекарств в течение дня, попросите медсестру позвонить ему накануне следующего назначенного приема, чтобы убедиться, что он явится к Вам. Одним словом, без няньки тут не обойтись, и, возможно, что нянькой для этого пациента стать некому, кроме врача.
Но как распознать такого пациента за 10-12 минут, отведенных на прием?
Импульсивного пациента можно узнать по следующим признакам: они общительны, несобраны, с трудом вспоминают собственный анамнез, раскованы, легко идут на контакт. Иметь дело с ними легко и приятно, однако опытные врачи знают, что такого пациента придётся многократно мотивировать и контролировать исполнение врачебных рекомендаций, как только его озабоченность собственным состоянием несколько снизится и внимание будет увлечено другими заботами.