22. В работе Макдоннела (1975) дотягивание изучалось в условиях призматического искажения информации о видимом положении объекта. В этом случае отчетливые коррекции траектории движения руки, свидетельствующие о наличии зрительного контроля, возникали уже в возрасте 16 недель.
23. Подлинные причины исчезновения и последующего повторного появления дотягивания и схватывания в возрасте около пяти месяцев, несомненно, намного более сложны. По отношению к младенчеству, как и по отношению к онтогенезу в целом, справедливы положения разработанной Д. Б. Элькониным концепции развития деятельности ребенка. Согласно этой концепции, в онтогенезе этапы преимущественной направленности деятельности ребенка на окружающий предметный мир сменяются этапами, на которых ведущей для него деятельностью становится общение с другими людьми. Как показывают исследования советских авторов (Запорожец и Лисина, 1974), появлению осуществляемого под контролем зрения дотягивания в возрасте 5 месяцев предшествует период интенсивного невербального общения младенца и взрослого. Дотягивание и хватание предметов в этом возрасте принципиально отличается от примитивного схватывания в первые недели жизни, которое представляет собой, по сути дела, архаический, унаследованный ребенком от далеких обезьяноподобных предков безусловный рефлекс. Представляется интересным свидетельство одного зарубежного исследователя: «Существенно, что в период с 0 до 15 недель, когда, согласно всем описаниям, дотягивание исчезает, имеет место очень интенсивное общение младенца и матери. Мы называем это время периодом первичной интерсубъективности. Он образует первую форму коммуникативного взаимодействия как такового… Когда дотягивание вновь появляется в конце четвертого месяца, мы отмечаем исключительно важные изменения в распределении внимания, в интересах и спонтанных интенциях младенцев. Создается впечатление, что в это время происходят важнейшие организационные изменения всей психической жизни. Они ведут к революции в познавательных способностях, а также к полной трансформации правил общения… В это время наши испытуемые неизменно обнаруживают «охлаждение» интереса к «болтовне» с матерью. Во многих случаях детишки этого возраста довольно резко отказываются участвовать в обмене улыбками и «предъязыковыми» звуками с глазу на глаз. Младенец 5-месячного возраста может даже активно избегать взгляда матери, отворачивая голову в сторону, как только она близко подходит к нему с намерением пообщаться. Это явно делается для того, чтобы установить новое соотношение между вниманием к матери и вниманием к находящимся в ближайшем окружении предметам. Одновременно меняется и тактика поведения матери — она с большим интересом начинает участвовать в том, что младенец делает с предметами. Ее общение также становится опосредованным предметами, предлагаемыми ею младенцу или получаемыми от него.
После этого переходного периода мы наблюдаем новую форму общения — вторичную интерсубъективность. Она представляет собой тройственную и кооперативную игру по поводу тех или иных вещей. Это уже не просто непосредственный контакт, эмоциональный контакт двух партнеров. Их общение имеет внешнюю направленность. В начале этого периода содержание общения чаще всего устанавливается спонтанно самим младенцем. Позднее младенец начинает с большим удовольствием получать новые импульсы к развитию этой активности от взрослого. Другими словами, к концу первого года младенец естественно оказывается в роли ученика, тогда как мать в свою очередь становится учителем» (Триварзен, 1978, с. 127).
24. Подробный анализ значения этого понятия можно найти в работе Дж. Флейвелла (1967).
25. Английская идиома в оригинале имеет несколько иное значение: «Out of sight out of mind».
26. «Бритвой Оккама» называют один из принципов научного объяснения, выдвинутый средневековым английским философом-схоластом У. Оккамом. Согласно этому принципу, «сущности не следует умножать без нужды».
27. Дети с тяжелыми дефектами опорно-мышечного аппарата, вызванными приемом матерями во время беременности препарата Thalidomide. Это средство против бессонницы было распространено в начале 6О-х годов в ряде западных стран.
28. В одной из работ (Грач, 1975) с позиций теории Ж. Пиаже была предпринята попытка критики взглядов Т. Бауэра на процессы развития представления о предмете. Свои взгляды на закономерности психического развития в онтогенезе Т. Бауэр еще раз систематизировал в вечерней лекции на 21-м Международном психологическом конгрессе (см.: Бауэр, 1978).
локализация предмета – предыдущая | следующая –
Психическое развитие младенца. Содержание.