/     /  
Индирективная психотерапия

Индирективная психотерапия

б) Индирективная психотерапия (Роджерс, Акслин, Тауш); исходит из того, что маладаптация основывается на том опыте, который проти­воречит собственной концепции личности.

Теоретические принципы индирективной психотерапии, т. е. неуправляемой, отчетливо проявляются особенно в психотерапии детей. Психотерапевт не направляет поведения и разговора ребенка, не пытает­ся дать им определенного направления, избегает любой оценки (похва­лы, порицания или критики). Своим спокойствием он дает ребенку уве­ренность, безопасность, уважение, неограниченную акцептацию и дружеское понимание. Основой этого является оптимистическая вера в спо­собность людей самостоятельно решать свои проблемы.

IV. Некоторые дальнейшие психотерапевтические методы

1. Психоанализ (см. ею объяснение в исторической части).

2. Психодрама Морено.

Речь идет об использовании театральных представлений в психотерапевтической практике. Пациент играет, драматически представляет и переживает исполнением игры и в игре разные ситуации или свои собственные, пережитые, в соответствии со сценарием, который вместе с ним написал психотерапевт, или играет данную ему роль, или играет роль того, с кем он находится в конфликте. Или же сцены из жизни паци­ента играют другие, а он бывает только зрителем, включающимся в игру непосредственно в критические моменты. Происходит абреакция, критическое самопознание, коррекция личности.

3. Имаготерапия Волперта (imago = образ). Речь идет о реориентации личности путем выработки свойств какого-нибудь идеального об­разца, примера, обычно выбираемого из литературного произведения. При групповой психотерапии затем больной драматизирует в сотрудни­честве с членами своей группы ситуацию своей жизни и ситуацию своего примера для подражания.

В индивидуальной терапии он должен затем 1-2 часа в день дей­ствовать как выбранный им пример.

4. Трансактивный анализ. Автором его является Эрик Берн, книга которого “Games People Play” стала бестселлером. Его психотерапевтическую систему лучше всего отнести к III группе – социоцентрической психотерапии. Теоретически он исходит из аналогии Фрейда: человече­ское Я состоит из трех частей: Родитель, Ребенок, Взрослый. Область Родитель – это все предрассудки, нормы и приказы, которые нам были привиты и живут до сих пор. («Веди себя прилично», «уважай старших» и т. под.). Область Ребенок – это эмотивная нерациональная составная часть нас самых. Область Взрослый – область самостоятельности в оценке действительности, без предрассудков (Родитель) и без аффектов и эмоций (Ребенок), Трансактивный – коммуникативный анализ – учит человека в себе самом отличать эти области в любой момент и в любой ситуации. Понять эти три области в себе и в других – это и есть адаптативная коммуникация.

5. Специфические методы необходимы для отдельных нозологиче­ских единиц, или они обусловлены также возрастными различиями и т. под., алкоголизм, токсикомания в более узком смысле слова (зависи­мость от лекарств), танатопсихотерапия, гериатрия, психотерапия детей (последней мы посвящаем самостоятельную главу, приводимую ниже) и т. п. Высоко развитая и чувствительная личность особенно часто ну­ждается в первой психотерапевтической помощи (телефонный «номер доверия» и телефонный «номер надежды»). Работающие при помощи банальных утешений типа «не обращайте на это внимания», «это прой­дет», «потерпите» и т. п. работники без надлежащего опыта и зрелости, служащие дежурными на «номерах доверия» могут лишь нанести вред.

Подготовка психотерапевтов по отдельным методам и техникам происходит с самого начала путем сотрудничества психологов и врачей: уже в 1951 году в Брно-Черновице (Конечный), затем в г. Лобеч, а в настоящее время в центре по подготовке в г. Кромержиж, который пре­красно организовал и высоко-специализированно проводит Кратохвил, в психиатрической клинике в Брно-Богунице (Боухал) и в других инсти­тутах, особенно в психиатрических клиниках и в учреждениях по усовер­шенствованию врачей и т. п. Очень важен обмен опытом и дискуссии на психотерапевтических конференциях в Лугачовицах, и большое значение имеют также психотерапевтические симпозиумы социалистических стран. Они являются вехой развития.

Положительным является не только взаимное познание разных ме­тодой и их оценка, но и тот факт, что тренировка в отдельных методах приводит к толерантности одного психотерапевта к работе другого. Конечно, психотерапевт в роли больного будет реагировать по-другому, чем настоящий больной, роль больного для него имеет значение уже и потому, что обращает его внимание на ошибки, которые он допускает как психотерапевт.

Абреакция – предыдущая | следующая – Индирективный психотерапевт

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)