Как понимать такую последовательность ответов? Сначала младенец ищет картофелину в коробке, где она исчезла. Когда ее там не оказывается, у девочки не остается никакой информации о ее местонахождении — отсутствуют даже сведения о ее обычном положении, так как единственным местом, где она находила картофелину прежде, была коробка. При проведении опыта по второй методике предмету «задается» определенное место, в котором он был найден, поэтому с начала третьей части опыта ребенок может использовать более адекватную форму ответа — искать предмет там, где его удавалось найти прежде. В этой форме поведения все же обнаруживается отсутствие понимания отношения «внутри», как это становится ясным на основании других поведенческих данных. Одна из особенно странных реакций, наблюдаемая у детей этого возраста, появляется после того, как ребенок несколько раз находил предмет под одной и той же чашкой. Если затем положить предмет на виду у ребенка с краю от этой чашки, то он по-прежнему будет настойчиво приподнимать чашку, осматривать и трясти ее, как бы ожидая внезапного выпадения предметов. Чашка представляется скорее рогом изобилия, а не вместилищем— в понимании младенца это нечто такое, из чего могут появляться предметы без первоначального попадания внутрь. Подобное отсутствие понимания вызывает ошибку, выделенную нами в качестве наиболее типичной для данной стадии развития,— ошибку перестановки. Если ребенок видел, как предмет был спрятан под одной из двух чашек, а после этого чашки поменяли местами, то он будет искать предмет там, где видел его последний раз, игнорируя перестановку. В данном случае ребенок не осознает, что предмет скрыт внутри чашки. Конечно, со временем эта причинная зависимость открывается для него. Он начинает понимать, что два предмета могут одновременно находиться в одном месте — при условии, что один из них располагается внутри другого. К этому моменту развитие представления о предмете (в общепринятом понимании) практически заканчивается. Ребенку предстоит еще достичь согласования всей приобретенной информации в единое целое. Это позволит ребенку находить в определенных условиях предметы, находящиеся вне его поля зрения. В работе Пиаже описан типичный случай:
«Наблюдение 59. В возрасте 1 г. 1 мес. 4 дня Люсьени в моем кулаке находит цепочку от часов. Затем я перекладываю цепочку в другую руку и подсовываю ее под подушку. Там я оставляю цепочку и вынимаю сжатую в кулак руку.
I. Первая попытка. Люсьени заглядывает в мою руку. Затем, не найдя ничего, смотрит на меня и смеется. Возобновляет поиск, затем прекращает его.
Попытки 2—5. Наблюдаются аналогичные реакции. Для повышения интереса ребенка к опыту вместо цепочки использую часы. Девочка испытывает те же трудности.
Шестая попытка. На этот раз неожиданный успех. Люсьени раскрывает мою ладонь сразу же после того, как я вынимаю ее из-под подушки. После ее осмотра девочка на мгновение приостанавливается, оглядывается вокруг, затем внезапно заглядывает под подушку и находит часы.
Последующие попытки — реакция та же.
II. Я продолжаю эксперимент с лежащим справа от ребенка плотным одеялом. Люсьени начинает поиск с осмотра моей руки, которую я вынимаю сжатой из-под одеяла. После непродолжительного осмотра ладони Люсьенн без колебаний ищет часы под одеялом.
Последующие попытки столь же успешны» (Пиаже, 1937).
В данном случае девочка видела, как предмет исчез в руке. Она наблюдала, как рука с зажатым в ладони предметом (это она теперь уже понимает) движется под одеяло и появляется обратно. Она осмотрела руку и ничего в ней не нашла. Успех при решении этой задачи отражает способность ребенка упорядочить эти факты и прийти к заключению, что находившийся в руке предмет обязательно лежит под одеялом.
Процесс развития представлен в табл. 7.3, объединяющей данные о последовательности наблюдаемых форм поведения младенца по отношению к предметам и предложенные для их объяснения правила. Необходимо помнить, что указанные правила и представления являются гипотетическими. Говорить о правилах и представлениях в данном случае не более экономно, чем говорить о формах поведения, так как существует столько же правил, сколько наблюдаемых форм поведения.
Таблица 7.3. Гипотетическая последовательность процесса развития представления о предмете.
ошибки местоположения – предыдущая | следующая – прослеживание траектории движения
Психическое развитие младенца. Содержание.