VI. Личность

4. Факторная модель личности

Попытка выделить поверхностные и основные «ядровые», релевантные свойства личности и их размеры объективно, квалифицировать ее дейст­виями математического и статистического анализа стала исходной точ­кой факторной теории личности.

Фактор – это основная гипотетическая личность, от которой зави­сят результаты, полученные в тестах и в других методах, так что такие черты являются более или менее кореллируемыми.

Поэтому при факторном анализе можно переводить зависимости между переменными на отдельные выявленные факторы.

Главными представителями направления являются: Ганс Юрген, Айзенк, Б. Кеттель и Д. П. Гилфорд; еще раньше появились работы Спирмена, Гейманса, Вирсма, Вебба и др.

Для более ясного представления приведем метод Кетелля. Автор ис­ходит из того убеждения, что, если мы хотим определить личность, то мы должны располагать как можно большим количеством сведений. Поэтому он исходил из «Словаря» Олпорта и Одберста (1936). Оба выше­названные автора определяли, что в английском языке имеется около 17 ООО слов, которые служат для характеристики свойств личности или содержат выражения, определяющие состояния и поведение, и свыше 4500 слов выражают черты личности (в немецком языке Клагес нашел 4000 таких слов, а Баумгартен после редукции 1900).

Кеттель соединил синонимы, и осталось 171 свойство. Эти свойства явились основой для характеристики 100 лиц. Эти свойства он кореллировал между собой, и те свойства, которые проявляли корелляцию хотя бы 0,45, рассматривал как индикаторы особых психических тенденций. Эти группы корелляций он назвал поверхностными свойствами (Surface traits). Затем он применил 35 из числа поверхностных свойств для характеристики 208 мужчин и результат интеркорелляции он подверг фактор­ному анализу. Таким путем он получил 12 основных первичных свойств (Source traits). Его настоящая шестидцатифакторная анкета (изданная на чешском языке в 1968 году в Братиславе в модификации Ржичана) в чешском варианте подготовлена так, что в ней вначале приведен спе­циальный термин (Кеттель во многих случаях использовал особые не­ологизмы, как например: Parmia, Threctia, Premsia, Harria, Praxernia), a затем его неспециальный эквивалент и свойства, которыми проявляется данный фактор (которые им «насыщены»).

Для иллюстрации приведем хотя бы первый фактор, фактор А.

Фактор А

Циклотимия, А + (пылкий, общительный) Шизотимия, А – (замкнутый, неприступный)

Этот фактор чаще всего проявляется в следующих свойствах:

Добродушный, беззаботный Агрессивный, жадный, критикующий
Охотно вступающий в сотрудничество Упрямый
Внимательный к людям Холодный, замкунутый
Тактичный, имеет мягкое сердце Твёрдый, педантичный
Доверчивый Подозрительный
Приспосабливающийся Бескомпромисный

 

Этот фактор тесно связан с основным делением в психопатологии на шизофренические и маниодепрессивные психозы. С циклотимией мо­жет быть также связано колебание настроений, но ее наиболее постоян­ными чертами являются беззаботность, эмоциональная отзывчивость и интерес к людям. В анкете это проявляется большим интересом к про­фессиям, которые связаны с работой с людьми, с социабельностью и с общественной приспособляемостью.

В противоположность этому лицо А – любит вещи или слова ( особенно материальные предметы), работу в одиночестве, интеллектуальное общество, избегает компромиссов. Лица А + – стараются создавать активные группы и экспериментально доказано, что в личных контактах они являются более «щедрыми», меньше боятся критики, лучше помнят людей, но, по всей вероятности, менее надёжны в работе, которая требует точности и точного исполнения обязательств. Из профессионалов наибольшей циклотимией характеризуются учителя и продавцы, наименьшей – электромонтёры и физики.

Анкета Кеттеля содержит 187 положений и заполняется так, что подопытное лицо должно выбрать один из трех возможныхответов и в нужной графе (в соответствующей клетке) поставить ясно видимый крестик. Например:

Люблю смотреть спортивные состязания.

а) да     б) иногда     в) нет

Факторный анализ пытается дополнить основные свойства, измерение личности таким путем, как это мы наметили в общих чертах.

Необходимые данные получают путем трех источников: L(Life) – данные о течении жизни, объективные данные о поведении по сообщениям посторонних; Q(Questionnaire) – данные, полученные путем анкет и, наконец, T – данные, полученные путем тестов.

Айзенк определил в качестве базальных факторов личности интровертность, экстравертность и невротизм. Его модель личности является иерархической. Схему иерархической организации личности можно выразить так, чтоее основой (самыми нижними этажами) являются:

  1. специфическое поведение человека, изменяющееся от одного момента до другого, которое невозможно предугадать;
  2. обычное поведение;
  3. черты личности (например, высокий личный темп, сильная персеверация, образное видение, сильное интерпсихическое напряжение, и наконец
  4. уровень типа (например, шизотимия)

 

темперамент – предыдущая | следующая – психология личности