тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 18. ЭТАПЫ И СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ АФФЕКТИВНОЙ ПАТОЛОГИИ

Глава 18

ЭТАПЫ И СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ

АФФЕКТИВНОЙ ПАТОЛОГИИ

Как отмечалось выше, сложная, искаженная структура психического дефекта при раннем детском аутизме требует реализации комплексного подхода в психологической коррекции. Необходимо привлечение к психокоррек-ционной работе специалистов различного профиля: детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника и других.

Важным принципом работы с детьми с тяжелой степенью аффективной дезадаптации является строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом особенностей эмоционального, интеллектуального и речевого дефектов. Психокоррекционный процесс должен исходить из уровня развития эмоциональной и интеллектуальной регуляции поведения ребенка.

Психокоррекционные занятия должны проводиться с участием родителей, так как ряд важных коррекционных мероприятий дети должны повторять дома.

В отечественной психологии разработано направление коррекции эмоциональных расстройств у детей с аутизмом на основе уже упоминавшегося выше уровневого подхода [Лебединский, 1985; Лебединская, Никольская, 1988; Эмоциональные нарушения…, 1990; и др.].

Целями психологической коррекции в работе с детьми с тяжелой степенью психической дезадаптации являются:

1.   Преодоление негативизма.

2.  Установление контакта с аутичным ребенком.

3.  Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта.

4.  Устранение тревоги, беспокойства, страхов.

5.  Уменьшение отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

При этом одной из главных задач психологической коррекции является преимущественная ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения с одновременным увеличением произвольной активности ребенка.

Важной задачей психокоррекционной работы является также развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему окружению, прежде всего к близким для него людям.

Вся коррекционная работа проводится поэтапно. На основе опыта многолетней работы нами были выделены следующие актуальные направления групповых занятий с детьми с аутизмом с тяжелой степенью аффективной дезадаптации:

1.  Установление эмоционального контакта с психологом и членами группы.

2.  Формирование произвольной активности и произвольного поведения в процессе группового взаимодействия.

3.  Коррекция аффективных форм поведения в процессе специально организованных групповых игр.

Обязательно соблюдение следующих методических требований к занятиям:

1.  Любые задания должны предлагаться в наглядной форме.

2.  Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности, в одних и тех же высказываниях.

3.  Речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность. Не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. Зачастую целесообразно перейти на шепотную речь.

4.  Занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте.

5.  После выполнения задания психолог должен обязательно обращать внимание ребенка и окружающих на его успехи. Даже минимальная активность ребенка с аутизмом требует обязательного поощрения.

Нами выделены четыре основных этапа групповых психокоррекционных занятий с детьми с тяжелой формой аффективной дезадаптации: установочный, подготовительный, реконструктивный и закрепляющий.

Таблица 18 Динамика групповой психокоррекции детей с аутизмом с тяжелой формой аффективной дезадаптации

 

 

Этапы Задачи Психокоррекционные приемы
Установочный Образование группы как целого. Формирование положительного настроя на занятия у родителей и детей. Диагностика особенностей поведения ребенка Свободные игры в помещении, предназначенном для занятий.Свободная игра (дети в небольшой группе самостоятельно выбирает занятия, психолог наблюдает за ними и вмешивается в игру только в том случае, если наблюдается ситуация опасности, аутоагрессии и пр.)
Подготовительный Структурирование группы. Формирование эмоционального контакта с психологом. Создание эмоционально-значимой для ребенка обстановки Имитация аутостимуляций ребенка, подбадривание его, проговаривание его действий. Ритуальные игры: «Хоровод», «Подкидыш», «Паровозик» и др.
Реконструктивный Формирование активности уФормирование произвольногоповедения. Коррекция неадекватных эмоциональныхреакций Использование имитационных, манипулятивных игр с включением аффективно-значимого для ребенка игрового материала
Закрепляющий Закрепление у ребенка произвольных форм поведения, активности Специальные подвижные игры на фоне группового взаимодействия. Поощрение активности ребенка. Обязательное проговаривание прошедших и предстоящих занятий

 

На первом этапе важной задачей психологической коррекции является установление эмоционального контакта, от ее правильного решения зависит успешность дальнейших психокоррекционных воздействий.

Рассмотрим основные психокоррекционные приемы, направленные на формирование эмоционального контакта с ребенком.

Важным приемом психологической коррекции детей с тяжелой степенью аффективной патологии является создание для них адекватно организованной среды и поддержание особого аффективного режима занятий. Как мы уже отмечали, регулярность и структурированность занятий чрезвычайно важна для детей с тяжелой формой аффективной патологии, так как у большинства из них наблюдаются стереотипы поведения, которые являются обязательным компонентом адаптации ребенка. Стереотипии снижают эмоциональный дискомфорт у ребенка, способствуют ощущению стабильности, надежности окружающего мира. Поэтому в процессе занятий необходимо постоянно поддерживать сложившиеся стереотипы: должен быть постоянный состав группы, постоянное помещение, одно и то же время начала и окончания занятий со строгим соблюдением ритуалов. Опыт нашей работы показывает, что несоблюдение этих правил может привести к аффективным реакциям у детей и срывам занятий.

Активная форма музыкальных занятий для коррекции страхов у детей с аутизмом – предыдущая  | следующая – Проговаривания и комментарии при работе с тяжелой аффктивной патологией у детей с аутизмом

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым