Дополнительные примеры
Ниже я приведу два дополнительных описания беседы пересочинения. Их я не комментировал с нарративной точки зрения. Я включил их в эту главу, чтобы у читателей была возможность провести свой собственный нарративно-терапевтический анализ этих бесед, а потом сравнить его с картой.
Вивьен
Вивьен, женщина в возрасте чуть за сорок, пришла ко мне на консультацию по направлению врача общей практики. За последние несколько лет она следовала лишь немногим рекомендациям, и для нее визит ко мне был шагом, вызывавшим очень сильную тревогу. Поэтому для моральной поддержки она пригласила с собой свою спутницу жизни по имени Адель. В начале первой встречи Вивьен сообщила мне, что в течение долгого времени страдает агорафобией и в силу этого ее жизнь сильно ограничена. Кроме того, на протяжении восемнадцати лет она « боролась пищевыми расстройствами» (в первую очередь с нервной анорексией и булимией). Я узнал, что Вивьен смирилась с тем, что ей придется жить весьма ограниченной жизнью, но недавно при поддержке своей спутницы решила вновь предпринять усилия, «чтобы высвободить свою жизнь» из-под влияния сил, которые «так долго все портили».
К моменту нашей третьей встречи Вивьен стала лучше осознавать некоторые аспекты своей жизни, которые до этого были от нее скрыты. Кроме всего прочего, она начала говорить о целях и смыслах, противоречивших затворническому образу жизни; о вкусах и стремлениях, противоречивших воздержанности; о желаниях, которые абсолютно расходились с теми, что навязывала ей нервная анорексия. Именно на этой основе Вивьен сформулировала относительно дерзкий план. Она решила возобновить общение с родственниками, с которыми практически не контактировала с детства, — это были две тетушки, дядюшка и двоюродный брат — и пригласить их на пикник, где будет и Адель. Вивьен выбрала этих родственников потому, что у нее остались теплые воспоминания о взаимоотношениях с ними в детстве.
Вивьен решила устроить пикник по трем причинам. Во-первых, в детстве ей нравились пикники, и у нее остались о них хорошие воспоминания. Во-вторых, пикники проходят под открытым небом, и тем самым она бросит вызов тому образу жизни, который ее заставила вести агорафобия. В-третьих, на пикнике все едят вместе, — а Вивьен не ела в присутствии других людей более десяти лет. Она надеялась, что выезд на природу и присутствие родственников добавят ей решимости в намерении освободить свою жизнь от агорафобии и нервной анорексии. Тем не менее, этот план вызывал у нее сильную тревогу, она совершенно не была уверена в том, что ей удастся довести до конца задуманное.
Три недели спустя состоялась наша четвертая встреча, и я узнал, что Вивьен реализовала свою задумку. Пикник состоялся, двоюродный брат, правда, не смог приехать, потому что был на каникулах. Вивьен сообщила, что не убежала и не спряталась, хотя находилась под открытым небом, и ей даже удалось немного поесть. Более того, в конце этого события она сказала о том, что это был первый случай за десять лет, когда она прилюдно ела, и что она очень тщательно подбирала людей, в чьем присутствии ей хотелось бы предпринять этот шаг, и была уверена, что именно эта компания поможет ей успешно осуществить свой план. Тетушки и дядюшка были очень горды тем, что она выбрала именно их, и сказали о том, как им было приятно при этом присутствовать.
Хотя это действительно было большим достижением с точки зрения Вивьен, я беспокоился, что она не удержится под натиском всех тех сил, которые так ограничивали ее жизнь. Поэтому я начал расспрашивать Вивьен в надежде, что это сделает предпринятую инициативу весомой и она станет частью подчиненной истории жизни Вивьен.
М.: Да, вот это был пикничок. Вивьен, кажется, я понял, насколько важным было это достижение. Может быть, вы как-то можете назвать этот шаг, чтобы действительно признать его значимость?
В и в ь е н : Не знаю… На самом деле я не думала про название, не знаю, какое подойдет.
М.: Но мне кажется, что это название не будет соответствовать тому, что было связано с сомнением в себе, с тем, что вы описали как «терять собственную жизнь».
В и в ь е н : Нет, нет. Никоим образом. Я бы сказала, что это скорее было про то, чтобы верить в себя.
М.: «Верить в себя». Если подумать, что этот поступок, связанный с верой в себя, сделал для вас возможным?
В и в ь е н : Что вы имеете в виду?
М.: У вас есть какое-нибудь ощущение того, каким образом этот шаг, связанный с верой в себя, повлиял на вашу жизнь? Может быть, вы стали по-другому относиться к себе, может быть, вы что-то узнали новое о собственной жизни, может быть, вы испытали чувство близости и общности с тетушками и дядюшкой? Ну, вообще что-нибудь?
В и в ь е н : Ну, одно я знаю точно — это то, что мы стали ближе с тетушками и дядюшкой. Я чувствую, что мы восстановили наши отношения; они такие милые люди. Да, еще мы стали ближе с Адель.
М . : То есть частью результата этого поступка, связанного с верой в себя, стало то, что вы восстановили связь со значимыми для вас людьми. И как вы относитесь к этому достижению?
В и в ь е н : Что я могу сказать… Ну конечно, я счастлива, вот и все.
М . : А вы можете немного сказать о том, почему вы счастливы? Что-нибудь, что помогло бы мне понять, почему это для вас важно.
В и в ь е н : Это может прозвучать достаточно странно, особенно потому, что я была отделена от людей так долго, но я на самом деле считаю, что я компанейская, да, очень компанейская.
М . : Компанейская. Скажите мне, а что важно в жизни для компанейского человека?
В и в ь е н : Давайте подумаем…
Мои вопросы вовлекли Вивьен в дополнительное насыщение смыслом того поступка, который она совершила, организовав пикник и реализовав задуманное до конца. Однако, по моим прогнозам, статус этих действий останется под вопросом, если не будут включены в историю ее жизни, например, если этот шаг будет рассмотрен как одиночная инициатива, просто удача, случайность или результат каких-то необычных обстоятельств.
Этот статус «под сомнением» делает подобные действия уязвимыми, в результате вероятность того, что они смогут стать основой для продолжительных изменений, уменьшается. Поэтому я начал задавать вопросы, чтобы побудить Вивьен вписать совершенные ею шаги в историю ее жизни. Поначалу это были совершенно прямые, непосредственные вопросы, направленные на ландшафт действия и побуждающие Вивьен описать недавнюю историю, предшествующую этому поступку: «Вы можете рассказать мне, что вы сделали, чтобы подготовить этот поступок воплотивший вашу веру в себя?», «Может, вы подумаете о том; что помогло вам подготовить почву для этого шага?», «Давайте подумаем о тех событиях, которые привели к этому шагу, как-тс связаны с ним, и поговорим о любом из них».
Внезапно мы оказались вовлечены в беседу, посвященную событиям и обстоятельствам, которые привели к этому пикнику это включало шаги, предпринятые Адель, чтобы справиться со своей тревожностью, перед тем как позвонить родственникам и пригласить их на пикник. Кроме того, обзор недавней истории действий способствовал некоторой драматизации событий самого пикника, включая те критические моменты, когда Вивьен переживала внутреннюю борьбу, присоединяясь к другим, когда они ели, и те действия, которые она предпринимала, чтобы совладать с тревогой в эти моменты. По мере того как эти шаги были включены в последовательность событий, разворачивающуюся во времени, я спросил Вивьен, как бы она могла назвать это достижение: «У меня появляется более ясная картина того, что привело к этому поступку, связанному с верой в себя. Как, по вашему мнению, можно было бы обозначить это достижение в целом? Если эти шаги являются частью определенного направления вашей жизни, как бы вы назвали это направление?» В ответ на эти вопросы Вивьен заключила, что это было про то, чтобы «вернуть себе свою жизнь».
На следующей встрече наш разговор снова вернулся к событиям пикника, и было похоже, что пришло время расширить нашу беседу.
М.: Вивьен, у меня возникло несколько вопросов на тему о том, что эти действия по возвращению себе собственной жизни могут сказать о вас как о человеке?
Вивьен: Ну, не знаю. Честно говоря, похоже, у меня нет ответа.
М.: Может быть, я могу спросить об этом Адель?
Вивьен: Да, давайте
М.: Адель, мне бы было интересно услышать ваши размышления по поводу пикника. Наверное, у вас есть какие-нибудь мысли о том, на что опиралась Вивьен, когда совершала эти шаги. Может быть, соображения о том, что поддерживало ее и помогло ей довести задуманное до конца. А возможно, есть какие-то идеи о том, что это может сказать нам о ценностях Вивьен, о том, что для нее важно. Что-то на эту тему.
А д е л ь : На самом деле у меня достаточно много мыслей по этому поводу. Но в первую очередь мне приходит в голову, что это говорит о настойчивости Вивьен и ее силе воли.
М.: «Настойчивости и силе воли». Вивьен, эти слова находят у вас какой-то отклик?
В и в ь е н : Да, пожалуй, да. Но я бы это такими словами не выразила.
М.: А какие-то другие слова удается найти?
В и в ь е н : Пока нет, но я чувствую, что все-таки могу присоединиться к тому, что говорит Адель.
М.: Угу, хорошо. «Настойчивость и сила воли» — это не ваши слова, но вы можете отнести их на свой счет.
В и в ь е н : Да.
М.: М н е любопытно, каким образом вам удается соотнестись с этими словами. Возможно, в вашей жизни в последнее время произошло что-то еще, что также могло быть отражением настойчивости и силы воли?
В и в ь е н : Ну, мне кажется, может быть… нет, это не то.
А д е л ь : Мне кое-что вспоминается. В выходные, не в эти, в предыдущие, мы разговаривали о том, что будем делать в субботу после обеда. Майкл, практически всегда в субботу после обеда мы проводим время вместе, только она и я. Это наше время. Я говорила о том, что надо бы в саду кое-что сделать, и я помню, Вивьен сказала что-то вроде этого: «Да, отличная идея, но я теперь другой человек, и у меня другие соображения». (Адель оборачивается к Вивьен.) И ты знаешь, я не припоминаю, чтобы ты что-то подобное говорила раньше.
В и в ь е н : А я и не говорила. Точно, не говорила. Уверена, что раньше я не говорила ничего подобного .
М.: Это совпадает с тем, что Адель говорит про настойчивость силу воли?
В и в ь е н : Думаю, должно совпадать.
М.: Мне любопытно, а что еще эта фраза «я другой человек, у меня другие соображения» говорит о вас или о ваших отношениях с Адель. Что вы думаете по этому поводу? Может быть, она отражает что-то, что важно для вас, или что-то, связанное с вашими отношениями с Адель?
В и в ь е н : Я думаю, что… Возможно, это говорит, что я немного себя ценю все-таки. По крайней мере, начинаю. И нельзя сказать, что меня как бы и нет вовсе.
М.: Вы высказали свое мнение, а это значит…
В и в ь е н : Это значит, что я, может быть, теперь больше ценю свое мнение, считаю, что мое мнение, хоть чего-то стоит, наконец.
М.: Как будто у вас есть…
В и в ь е н : Как будто у меня есть свой собственный разум, и я это ценю.
М.: Адель?
Адель: Я согласна. Это действительно про то, что Вивьен больше ценит собственное мнение, собственный разум, и мне кажется, что это еще про то, чего мы достигли в наших отношениях.
М.: В каком смысле?
Адель: Я имею в виду доверие. Вивьен может мне доверять настолько, что может такое высказать вслух.
М.: То есть это еще отражение доверия в ваших отношениях? Доверительных отношений?..
В и в ь е н : Да, это верно.
М.: А доверие всегда было?
В и в ь е н : Ну, я при всем желании не могла бы найти что-то, что было бы для меня важнее.
М.: Можете припомнить кого-нибудь, кроме Адель, кто тоже знал, что у вас есть настойчивость и сила воли? Кто-то, для кого было бы важно, что вы цените собственное мнение и собственный разум? Кто знал бы о значимости доверия для вас?
В и в ь е н : Это была бы Хелен. (Хелен была старшей сестрой Вивьен, старше ее на четыре года. Она покончила с собой, когда ей было шестнадцать. До того момента она делала все, что могла, чтобы защитить Вивьен от насилия и жестокого обращения, которому они обе подвергались.)
А д е л ь : Ну конечно, Хелен. По крайней мере, потому, что я о ней знаю.
М . : Можно я задам несколько вопросов по поводу Хелен, о ваших отношениях с Хелен? (Я уже кое-что узнал о Хелен на моей второй встрече с Вивьен и Адель.)
В и в ь е н : Раньше мне было сложно говорить об этом. Может быть, и сейчас будет сложно. Но вот прямо сейчас, я думаю, будет нормально. Я на самом деле хочу о ней поговорить сейчас, даже если это будет тяжело.
М. : Если бы Хелен могла быть здесь и приняла бы участие в этом разговоре, и я попросил бы ее рассказать историю о том, что происходило, когда вы были маленькой, историю о вашей настойчивости и силе воли, о том, как вы ценили собственное мнение, или о том, как важно было доверие для вас — как вам кажется, что бы мы услышали?
В и в ь е н : Хелен очень обо мне заботилась, на самом деле. И она бы, наверное, много историй рассказала.
М. : А какая из них сейчас ярче всего перед вашим внутренним взором?
В и в ь е н : Она бы, наверное, рассказала вам про сложности, которые у меня как-то раз возникли в школе. Я помню, что для меня было все чересчур, и я ни с чем не справлялась толком. И один учитель со мной жестко поговорил, это было в седьмом классе, он ко мне вообще плохо относился, — у меня просто «крышу сорвало», это был просто … кранты. Меня понесло, я вообще почти ничего не помню, кроме того, что просто разнесла классную комнату, все крушила. Помню только, что меня послали к директору, и я там должна была стоять, — мне казалось, что стояла я там много часов — и думать обо всем, что я сказала и сделала и как я теперь буду это исправлять. Однако я не соглашалась, что именно я была неправа. И тут внезапно пришла Хелен. Я не знаю, как она узнала, потому что старшие классы вообще были в другом здании, в целом квартале от нас. Она так наехала на директора, вы представляете? Она сказала, куда он должен пойти и как ему следует управлять учителями, и что за безобразие эта его школа и т.д. А потом она замахнулась на него, и … вот это была потасовка… и я тоже в нее ввязалась, и везде были люди, просто со всех сторон, и стало происходить что-то совершенно непонятное, и кажется, это продолжалось вечно. Да, у нас были проблемы, мы потом еще от папы получили за это.
М . : Это очень трогательная история.
А д е л ь : Да, я тоже про эти подробности ничего раньше не знала.
В и в ь е н : Да они как-то не всплывали. Может быть, я не хотела об этом думать, потому что после этого все от плохого к худшему повернулось.
М . : Как вам кажется, что тогда Хелен ценила в вас?
В и в ь е н : Да мне и гадать не надо… Я знаю, что она ценила во мне упорство, то, что я не сдавалась.
М . : И ваш разум, ваше мнение…
В и в ь е н : Да, я уверена, она бы сказала, что ценила тот факт, что у меня есть собственное мнение.
М . : Как вам кажется, что это событие могло бы сказать Хелен о том, что для вас важно, чего бы вы хотели для себя в жизни?
В и в ь е н : О том, чего бы я хотела? Что для меня важно? Ну, я думаю как раз про доверие. Тогда оно между нами было таким сильным. И еще то, что я не сдавалась. Хелен бы сказала, это значит, что я держусь за какую-то фантазию о том, какой могла бы быть жизнь.
М . : Фантазию? Может быть, какое-то другое слово подобрать?
В и в ь е н : Да, наверное, лучше сказать «надежду».
М . : Я могу поспрашивать про эту надежду?
В и в ь е н : Конечно.
Подробности критической ситуации в школе, а также размышления о том, как они могли бы подтвердить некоторые представления Хелен о Вивьен, послужили началом глубокой и трогательной беседы, которую я называю «беседа восстановления участия». Я не буду сейчас углубляться в детали, потому что вопрос восстановления участия освещается более подробно в следующей главе данной книги.
В конце беседы я попросил Вивьен подумать о том, что могло бы стать возможным для нее, если бы она помнила то, что Хелен знала о ней, и могла бы опираться на это знание, предпринимая дальнейшие шаги по «возвращению себе собственной жизни». Я также спросил и Вивьен, и Адель о том, какие условия нужно было бы создать, чтобы Вивьен могла находиться в контакте с этим знанием о себе. Отвечая на эти вопросы, Вивьен обозначила три шага, которые были бы созвучны с тем, что знала о ней Хелен. У Вивьен и Адель возникли идеи о том, что можно было бы сделать, чтобы это знание не забывалось, не исчезало из памяти в ближайшие недели. На следующей встрече я узнал, что Вивьен смогла осуществить два шага из трех намеченных.
В течение восемнадцати месяцев у нас состоялось немало других бесед, которые способствовали дальнейшему развитию ландшафта действия и идентичности в рамках подчиненной истории на тему «вернуть себе свою жизнь». В эту историю были включены инициативы Вивьен, направленные на то, чтобы бросить вызов ограничениям агорафобии и диктату нервной анорексии. Во время последнего разговора через восемнадцать месяцев, посвященного отслеживанию результатов, я узнал, что Вивьен создала для себя жизнь «там, во внешнем мире», и получала от нее удовольствие. Несмотря на то, что время от времени ей все же приходилось бороться с неуверенностью, боязнью открытых пространств и с «огорчающими мыслями» по поводу питания и веса, они больше не были навязчивыми идеями.
На рисунке 2.15 мы можем увидеть то, как я картировал беседу пересочинения с Вивьен и Адель. Стрелочки, обращенные вверх, обозначают вопросы, направленные на ландшафт идентичности, а стрелочки, направленные вниз, означают вопросы, переводящие на ландшафт действия.
Интенциональные категории состояний в нарративной практике – Предыдущая|Следующая – Подведение итогов к карте пересечения