3. Интересы и ценности (идеалы)
Подготовка волевого акта не исходит только из инстинктивных потребностей, которые являются органической потребностью, отраженной в органической сенсибильности. Она исходит также из тех потребностей, которые качественно отличаются от органических потребностей тем, что представляют собой потребности человеческой психики: интересы и ценности. Существуют психологи, которые разницу между потребностями и влечениями видят в том, что потребностью они считают импульс, исходящий из представления о цели деятельности, что у человека, обладающего сознательной психической жизнью, является само собой разумеющимся. Поэтому нам кажется, хотя без сомнения, такое понимания человеческих потребностей является правильным, что следует остаться при делении потребностей на более старые (материальные, инстинктивные) и биологически более молодые, культурные. К ним мы относим именно интересы и ценности.
Мы уже упомянули о том, что интерес представляет собой потребность, концентрированную относительно постоянно на определенной области действительности.
Интересы, так же как и все потребности, направлены к оптимальному удовлетворению самосохранения и развития. В них вырисовывается основная целенаправленность личности. Интересы в течение определенного периода остаются относительно постоянными, несмотря на то, что имеются известные промежутки, когда интересы существенно меняются. Это – пубертатный период и период, завершающейся зрелостью (между 15-25 годами), как определил Стронг, долгое время занимавшийся изучением интересов. Он составил также оригинальный вопросник о профессии (так называемый стенфордский). Тарстон, подвергший его статистическому разбору, показал, что в нем в сущности доминируют 4 основных интереса: наука, языки, люди и торговля. Из этого видно, что интересы не зависят только от индивидуальных потребностей, но и от общественных условий. У нас при нашем общественном строе стенфордский вопросник практически неприменим.
Ценностями следует считать сознательную потребность в отношении к функции самосохранения и развития жизни (объективизация нормы, материализация объективных закономерностей). Мы всегда познаем что-то, всегда оцениваем по отношению к чему-то. Познаем свинец, но свинец с точки зрения биологии при определенных обстоятельствах вреден для здоровья, с точки зрения экономики – полезен, с точки зрения эстетической – выглядит «неприятно серым». Это значит, что каждая действительность может стать предметом нашей оценки в связи с критериями, в соответствии с которыми мы проводим оценку. Рациональная оценка завершается определенной иерархией оценивающих критериев, обусловленных историческими и общественными условиями, актуальное состояние которых лучше всего можно назвать профилем оценок (речь может идти об индивидуальном профиле оценок или об общественном профиле оценок). Этот профиль изменяется, а следовательно, изменяется и иерархия оценок, т. е. говорим о смещении профиля оценок. Смещение общественного профиля оценок является смещением (наступлением) в направлении к новой идеологической надстройке. Но и в рамках определенной общественной формации, идеологическую надстройку которой индивид принимает, происходит смещение индивидуального профиле оценок: иерархия оценок у десятилетнего ребенка будет одной, у взрослого мужчины – другой и т. п. Однако и за относительно короткий период времени может произойти резкое индивидуальное смещение ценностей: тогда говорят о кризисе мировоззрения индивида, конечно, если это смещение будет добровольным, а не вынужденным внешними силами.
Мы уже говорили об эволюционных функциях жизни и о функции самосохранения. Самопожертвование и так называемые итоговые самоубийства на первый взгляд противоречат такому пониманию: смерть приносит выгоду семье или другой общественной группе, причем сам субъект не стремится к смерти, но интересы других он ценит выше, чем свою собственную жизнь: таковы все исторические герои, для которых правда имела гораздо большую ценность, чем их собственная жизнь: таковы, например, японские летчики, бывшие «живыми торпедами», которые знали, что они погибнут при взрыве. Но тогда к этой категории – хотя они и не поступают правильно – относятся: отец, кончающий жизнь самоубийством для того, чтобы его семья могла получить высокую страховку (Вондрачек), страдающий неизлечимым заболеванием больной, не желающий никому быть в тягость и т. п.
Фивег определяет итоговое самоубийство как такой способ поведения, когда лицо, в основе своей нормальное, решается добровольно умереть исходя из рациональной оценки и итога своей прежней жизни.
Если мы вспомним о значении сохранения рола, которое имеет «преимущество» по сравнению с индивидуальным самосохранением (хотя далеко не всегда), то эти реакции являются объяснимыми, несмотря на то, что в ряде случаев они находятся на самой границе патологии, и иногда бывает трудно решить, идет ли здесь речь о нормальной реакции. В особенности это относится к итоговым самоубийствам, имеющим экзистенциональный характер.