Восприятие предметов

Перечисленные правила позволяют очень точно пред­сказать, какие целостные конфигурации увидят взрос­лые наблюдатели в некотором специально созданном сти­мульном поле. Иными словами, они представляют собой психофизические закономерности, позволяющие на ос­новании анализа зрительной стимуляции предсказать, что будет увидено. Можно было бы предположить, что эти же правила применимы для выделения реальных предме­тов в более естественных ситуациях. Брунсвик (1956) в замечательном эксперименте проверил полезность этих правил. Он взял много фотографий хорошо знакомых предметов в их обычном окружении и измерил расстояние между контурами. Затем, основываясь на правиле близости, он попытался предсказать действительное рас­положение предметов, изображенных на фотографиях. Полезность этого правила оказалась ограниченной, так как его использование привело к большому числу ошибок (см. рис. 5.5). Аналогичным образом проверялась эффек­тивность правила хорошего продолжения, которая ока­залась несколько более высокой. Правило общей судьбы в этой работе не рассматривалось. Вероятно, это правило привело бы к безошибочным результатам, за исключением каких-либо специальных случаев. Хотя его полезность и не была проверена, создается впечатление, что это самое важное из трех правил.

Гештальтпсихологи настойчиво утверждали, что об­наруженные ими закономерности восприятия не могут быть приобретены с помощью научения в ходе развития, имеют врожденный характер и отражают структурные осо­бенности нервной системы ребенка. Их доводы были очень сложными и в значительной мере сводились к аналогиям из области физиологии и физики [14]. Несмотря на то что гештальтпсихологи никак не опирались на результаты непосредственных наблюдений за младенцем, их аргумен­тация была почти повсеместно принята (Хебб, 1949). Брунсвик (1956) был, пожалуй, единственным психологом, который предложил иное объяснение, согласно которому законы перцептивной организации усваиваются в раннем детстве с помощью проб и ошибок.

Недавно было проведено несколько экспериментов с целью проверить, действительно ли младенцы восприни­мают окружение организованно и подчиняется ли их вос­приятие закономерностям, обнаруженным гештальтпсихологами. Совершенно очевидно, что младенцы выделяют в окружающем их поле раздражителей некоторые целост­ные конфигурации. Многочисленные исследования зри­тельного поведения младенцев показали, что они фикси­руют взгляд на внешних контурах предметов, находящихся в поле зрения. Если предметы движутся, то младен­цы будут прослеживать движение глазами. Если после совместного движения контуры предмета распадутся на части, которые начнут самостоятельное движение (см. рис. 5.6), то совсем маленькие дети обнаруживают явные признаки удивления. Это свидетельствует о том, что об­щее движение (общая судьба) определяет восприятие ребенком целостных конфигурации (Бауар, 1905). Предпри­нимались также попытки выяснить, насколько аффек­тивны в столь раннем возрасте правила близости и хоро­шего продолжении. Для этого использовалась методика, основанная на регистрации признаков удивления. Мла­денцу показывали картинку, подобную изображенной на рис. 5.7. Взрослые обычно видят две конфигурации — «аб» и «в». Через некоторое время одна из точек, либо «а», либо «в», начинала двигаться, а две остальные оставались на месте. Предполагалось, что если ребенок воспринимает точки «а» и «б» как элименты единого целого, то движение точки «а» вызовет большее удивление, чем движение точки «в», так как в этом случае конфигурация «аб» распадается. Мерой удивления служила продолжительность прекраще­ния сосания — предполагалось, что чем больше удивле­ние, тем более продолжительной будет остановка соса­тельных движений. Но, к удивлению самого эксперимен­татора, ему не удалось обнаружить какого-либо влияния правила близости почти до конца первого года жизни ре­бенка (Бауэр, 1956б). Эти результаты, таким образом, противоречат утверждениям гештальтистов и скорее со­гласуются с точкой зрения Брунсвика.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.6. Событие, показанное слева (4А), созвучно информации в первых трех кадрах. Точки по-прежнему движутся по общей траек­тории. Событие справа (4Б) противоречит данной ранее информации, так как точки внезапно начинают двигаться независимо после того, как двигались совместно. Когда трехнедельным младенцам пока­зываются первые последовательности, а затем одно из этих событий, они обнаруживают признаки удивления в случае противоречащего, а не созвучного события.

 

 

 

 

 

Рис. 5.7. Применение правила близости к первому рисунку должно, было бы вызвать удивление при последующем показе правого, по­сло левого рисунка. Однако младенцы, по-видимому, в течение длительного времени не воспринимают вещи подобным образом, так как ожидаемая реакция па проявление подобных конфигураций может быть получена у них лишь к концу первого года жизни.

перцептивная ор­ганизация – предыдущая | следующая – правило хорошего продолжения

Психическое развитие младенца. Содержание.