II. Некоторые направления в современной мировой психологии

2. Гештальтпсихология и целостная психология

Это направление имело большое значение при преодолении атомизма и механизма ассоцианистической психологии. Оно началось с импульса Эренфельса о качестве формы, причем оказалось, что мелодия остается мелодией, несмотря на транспонировку ее в любую гамму, так же как и копии с одной и той же картины, нарисованные различными красками, разной величины или положения. Из факта транспонированности Эренфельс сделал заключение, что формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементов, а являются новым каче­ством, имеющим свою структуру. Например, мелодия не является лишь простой суммой тонов, а является новым качеством. Смысл целостной психологии, «гештальтической», структуральной (название определяет­ся всегда тем, что подчеркивается как наиболее важное) заключается в том, что Gestalt представляет собой целостное образование, имеющее собственное свойство, непереводимое на свойства отдельных частей. Це­лое при этом определяется частями, а части – целым: образования – это разделенные части целого. И хотя целое и части взаимообусловливают друг друга, всегда целое и свойства целого превалируют над частями. Мы говорим о феноменальной и функциональной доминантно­сти целого над частями. Что касается развития, то здесь имеет значение положение о генетической доминантности целого; это значит, что и в начальных стадиях развития (в низших) целое преобладает над ча­стями.

Целостная психология не только постепенно развивала свои основ­ные принципы, но и последовательно проецировала их на все понятия общей психологии, психологии развития и других областей, так что ее выступление знаменовало собой одновременно и переоценку более ста­рых психологических представлений и теорий. Кроме Эренфельса, пред­ставителями этой теории являются Коффка, Вертгаймер, Крюгер, Фолкелт, Эренштайн, Веллек и др.

В чешской психологии основоположником этого направления был Ферд. Кратина («Исследования по гештальтпсихологии», 1932), доцент психологии Психологического института в Брно. Основатель Психоло­гического института в г. Брно М. Ростогар, как и ряд его учеников, вы­шли из гештальтпсихологии (структуральной, целостной психологии).

3. Духовно-научная психология и персонализм

Среди представителей духовно-научной психологии мы отметим В. Дильтея и Э. Шпрангера; представителем персонализма является В. Штерн. Заслуга В. Дильтея заключается в его борьбе против естест­венно-научного механистического понимания психической жизни. Он де­лал акцент на проблему смысла и понимания смысла. Он отличал психологию понимающую (verstehende) от психологии объяснительной, которую отрицал. Значительным требованием была сравнительная пси­хология, цель которой он видел в типологии личности.

Его ученик Э. Шпрангер взял на себя задачу в своем произведении “Lebensformen” установить типичные формы личности в общественных взаимоотношениях. Он различает типы: теоретический, экономический, эстетический, социальный, властный, религиозный. Несмотря на то, что в данном случае речь идет о проблематичной классификации, правиль­ное ядро мысли Э. Шпрангера заключается в том, что для индивида ти­пологически очень важными являются его потребности, интересы и цен­ности. Выдающийся психиатр и философ Ясперс позднее показал в своей психологии мировоззрений, как на них влияет определенный тип лично­сти.

Следовательно, весьма существенное значение духовно-научной психологии заключается в том, что, несмотря на некоторые неправиль­ные предпосылки, она в свое время явилась революционной, так же как и целостная психология, помогая добиться целостного взгляда на лич­ность человека и одновременно обращая внимание на его общественные связи. Таким образом, она в сущности открыла современное понимание ценностей.

Откуда взялось название духовно-научная психология? Шпрангер полагал, что структура объективного духа и индивидуальной души являются сходными, если говорить о структуре.

В. Штерн является основоположником так называемого персонализ­ма, что представляет собой философское понятие, а не психологическое. Речь идет о противопоставлении: лицо (persona) – вещь, которое В. Штерн последовательно развивал. Лицо в сущности определяется как личность, как «такое явление, которое, несмотря на множественность частей, составляет реально индивидуальное и своеобразное единство и уже как таковое, несмотря на множественность отдельных функций, осуществляет единую, целенаправленную самостоятельность».

В. Штерн поэтому сопротивляется разделению «персоналистики» (т. е. науки о человеческой персоне, в настоящее время мы бы сказали – о личности) на физиологию, психологию и культурные науки.

До сих пор не дооценивается значение работ Штерна. Между тем в них предпринята попытка понимать психологию и физиологию вместе с культурными науками, как единое целое. В этом смысле он, разумеет­ся, является предшественником современных усилий наук о человеке, культурной антропологии и т. д.

4. Психология поведения – бихевиоризм

Теории развития обратили внимание психологии, с одной стороны, на проблемы взаимосвязи организма и среды, и, с другой стороны, на пло­дотворность эволюционной точки зрения и необходимость объективно­го наблюдения поведения. Они привели к основанию психологии живот­ных (Леб, Лойд Морган, Гобхауз, Торндайк), психологии ребенка (Прейер, Бюлер, Штерн, Клапаред, Бине, Пиаже) и, наконец, – как выражение недоверия к субъективистической психологии и интроспективному мето­ду – к созданию психологии поведения – бихевиоризму (основатель би­хевиоризма Джон Ватсон).

 

индивидуальная психология – предыдущая | следующая – бихевиоризм