2. Гештальтпсихология и целостная психология
Это направление имело большое значение при преодолении атомизма и механизма ассоцианистической психологии. Оно началось с импульса Эренфельса о качестве формы, причем оказалось, что мелодия остается мелодией, несмотря на транспонировку ее в любую гамму, так же как и копии с одной и той же картины, нарисованные различными красками, разной величины или положения. Из факта транспонированности Эренфельс сделал заключение, что формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементов, а являются новым качеством, имеющим свою структуру. Например, мелодия не является лишь простой суммой тонов, а является новым качеством. Смысл целостной психологии, «гештальтической», структуральной (название определяется всегда тем, что подчеркивается как наиболее важное) заключается в том, что Gestalt представляет собой целостное образование, имеющее собственное свойство, непереводимое на свойства отдельных частей. Целое при этом определяется частями, а части – целым: образования – это разделенные части целого. И хотя целое и части взаимообусловливают друг друга, всегда целое и свойства целого превалируют над частями. Мы говорим о феноменальной и функциональной доминантности целого над частями. Что касается развития, то здесь имеет значение положение о генетической доминантности целого; это значит, что и в начальных стадиях развития (в низших) целое преобладает над частями.
Целостная психология не только постепенно развивала свои основные принципы, но и последовательно проецировала их на все понятия общей психологии, психологии развития и других областей, так что ее выступление знаменовало собой одновременно и переоценку более старых психологических представлений и теорий. Кроме Эренфельса, представителями этой теории являются Коффка, Вертгаймер, Крюгер, Фолкелт, Эренштайн, Веллек и др.
В чешской психологии основоположником этого направления был Ферд. Кратина («Исследования по гештальтпсихологии», 1932), доцент психологии Психологического института в Брно. Основатель Психологического института в г. Брно М. Ростогар, как и ряд его учеников, вышли из гештальтпсихологии (структуральной, целостной психологии).
3. Духовно-научная психология и персонализм
Среди представителей духовно-научной психологии мы отметим В. Дильтея и Э. Шпрангера; представителем персонализма является В. Штерн. Заслуга В. Дильтея заключается в его борьбе против естественно-научного механистического понимания психической жизни. Он делал акцент на проблему смысла и понимания смысла. Он отличал психологию понимающую (verstehende) от психологии объяснительной, которую отрицал. Значительным требованием была сравнительная психология, цель которой он видел в типологии личности.
Его ученик Э. Шпрангер взял на себя задачу в своем произведении “Lebensformen” установить типичные формы личности в общественных взаимоотношениях. Он различает типы: теоретический, экономический, эстетический, социальный, властный, религиозный. Несмотря на то, что в данном случае речь идет о проблематичной классификации, правильное ядро мысли Э. Шпрангера заключается в том, что для индивида типологически очень важными являются его потребности, интересы и ценности. Выдающийся психиатр и философ Ясперс позднее показал в своей психологии мировоззрений, как на них влияет определенный тип личности.
Следовательно, весьма существенное значение духовно-научной психологии заключается в том, что, несмотря на некоторые неправильные предпосылки, она в свое время явилась революционной, так же как и целостная психология, помогая добиться целостного взгляда на личность человека и одновременно обращая внимание на его общественные связи. Таким образом, она в сущности открыла современное понимание ценностей.
Откуда взялось название духовно-научная психология? Шпрангер полагал, что структура объективного духа и индивидуальной души являются сходными, если говорить о структуре.
В. Штерн является основоположником так называемого персонализма, что представляет собой философское понятие, а не психологическое. Речь идет о противопоставлении: лицо (persona) – вещь, которое В. Штерн последовательно развивал. Лицо в сущности определяется как личность, как «такое явление, которое, несмотря на множественность частей, составляет реально индивидуальное и своеобразное единство и уже как таковое, несмотря на множественность отдельных функций, осуществляет единую, целенаправленную самостоятельность».
В. Штерн поэтому сопротивляется разделению «персоналистики» (т. е. науки о человеческой персоне, в настоящее время мы бы сказали – о личности) на физиологию, психологию и культурные науки.
До сих пор не дооценивается значение работ Штерна. Между тем в них предпринята попытка понимать психологию и физиологию вместе с культурными науками, как единое целое. В этом смысле он, разумеется, является предшественником современных усилий наук о человеке, культурной антропологии и т. д.
4. Психология поведения – бихевиоризм
Теории развития обратили внимание психологии, с одной стороны, на проблемы взаимосвязи организма и среды, и, с другой стороны, на плодотворность эволюционной точки зрения и необходимость объективного наблюдения поведения. Они привели к основанию психологии животных (Леб, Лойд Морган, Гобхауз, Торндайк), психологии ребенка (Прейер, Бюлер, Штерн, Клапаред, Бине, Пиаже) и, наконец, – как выражение недоверия к субъективистической психологии и интроспективному методу – к созданию психологии поведения – бихевиоризму (основатель бихевиоризма Джон Ватсон).