Когут, работы которого известны во Франции (Palaci, 1975), отводит эмпатии центральное место в своих рассуждениях о патологии нарциссизма. Его идеи близки к американскому структурализму и опираются на теорию развития (основанную на «прямом наблюдении» за поведением ребенка). Согласно ему, психоз и пограничные состояния между неврозами и психозами связаны с нарушениями развития нарциссических структур, коренящимися в недостаточной эмпатической способности матери в ее отношении к ребенку (грудного возраста). Роль психотерапевта состоит в том, чтобы содействовать развитию особой формы переноса — «нарциссического трансфера» — и с его помощью дать возможность пациенту вернуться к переживанию архаических форм отношения и пережить заново их эволюцию.
Английская школа, испытавшая большое влияние теорий Мелани Клайн (Винникотт, Масуд Кан, Милнер и др.), также придает важное значение понятию эмпатии. Следующий отрывок из книги Масуда Кана очень живо иллюстрирует реально пережитое эмпатическое отношение. Автор описывает в нем эпизод, имевший место во время психоаналитического сеанса с одной из его суицидных больных: «Она начала тихо плакать, все ее тело выражало скорбь. Я ощущал ее страдания, их реальность, чувствовал их в себе самом… Трудно выразить это словами… Ибо в моем контртрансферентном опыте я воспринял их со всей острогой своей психической и телесной чувствительности. Именно в ходе этой фазы я сумел опереться на свое тело, использовать его как метод восприятия в рамках психоанализа» (Masud Khan, 1974). И он добавляет: «Чуть только мое телесное внимание отвлекалось, больная тотчас замечала это… Ни в какой момент лечения не было физического контакта между ней и мной. Она требовала от меня именно такого соучастия… Когда мое телесное внимание ослабевало, больная просыпалась в особом, искусственном психическом состоянии и впадала в апатию».
Такая позиция предполагает сильную эмоциональную вовлеченность со стороны психотерапевта, способность переживать вместе с пациентом, не теряя, однако, контроля, нарциссическую регрессию.
Американский психотерапевт Элизабет К. Хансен (1978), разделяя идеи английской школы и ряда американских ученых (Когут, Кернберг), изучала пограничные состояния между неврозами и психозами и рассмотрела эту проблему в своей недавней статье, озаглавленной «Симбиоз». Она упрекает Когута и Кернберга в том, что они не дали достаточно точного описания контртрансферентного опыта психотерапевта, и с поразительной тщательностью и добросовестностью передает свой личный опыт того, что она называет «контртрансферентным психозом». «Я, несомненно, участвовала в спонтанной регрессии, пережитой моей пациенткой. В какие-то минуты я чувствовала, как глаза мои наполняются слезами, испытывала временами ощущение, похожее на утрату предмета, когда я как личность предчувствовала завершение этого процесса и конец наших отношений… Сеансы с этой пациенткой были самыми важными минутами за всю неделю, они вселяли в меня отчаянную смелость и уверенность, чувство ответственности и сознания выполненного долга».
Автор подчеркивает, что ей как психотерапевту этот опыт принес большую пользу и что проведенное ею лечение преобразило ее. Винникотт (1954) делится сходными чувствами по поводу психоаналитического курса с одним психотиком: «Мне довелось пережить опыт, уникальный даже для психоаналитика. Я вышел из него иным, чем был до его начала».
Заметим, что, хотя концепция эмпатии исторически была выдвинута в связи с пограничными состояниями между неврозами и психозами, она фактически касается всей психотерапии в целом. В самом деле, мы не можем провести резкую грань между психозом и неврозом, так что эти исследования затрагивают и психотерапию, и теорию психоанализа.
Разумеется, ни Когут, ни Масуд Кан не практикуют гипноз. Мы процитировали их потому, что понятие эмпатии действует на уровнях, сходных с теми, которые участвуют в гипнотическом отношении. Внесем, однако, уточнение. Гипноз, как мы видели, представляет собой квазиавтоматическое поведение, в котором есть свой инструментальный аспект. Вызывая глубокую регрессию, он создает условия, благоприятствующие развитию отношения, имеющего эмпатический характер. К тому же гипнотизер должен быть готов вступить в это отношение и не укрываться за лишенной эффективности «объективирующей» установкой.
Можно ли использовать гипноз для лечения психозов или пограничных состояний между неврозами и психозами? В соответствии с традиционным представлением психотики не поддаются гипнозу. В действительности этот вопрос никогда глубоко не изучался. Здесь, скорее всего, сказываются предвзятые мнения; точно так же в течение долгого времени считалось, что психотики не способны создавать трансфер. Согласно Винго и Кремеру (1966) и Лавуа (1973), гипнабельность психотиков в общем близка к гипнабельности нормальных людей. В литературе (Wolberg, 1948, 1964; Bowers, 1961; Abrams, 1963, 1964; Biddle, 1967; Erickson, 1970; Crasilneck, Hall, 1975) мы находим клинические примеры, в которых гипнотическое вмешательство дало положительные результаты. Гилл и Бренман (1959) сообщают о молодой шизофреничке, полностью замкнувшейся в себе, которая после гипнотического сеанса нормально контактировала со своим окружением в течение 24 часов. Назрела необходимость осуществить более углубленное исследование, которое позволило бы выяснить, можно ли и каким образом применять гипноз в подобных случаях.
Будущее гипноза: Психоанализ – предыдущая | следующая – Психоанализ: гипноанализ
Л. Шерток. “Непознанное в психике человека”. Содержание.