1.3. Аппаратурные методики исследования массовой коммуникации

     Аппаратурный метод – метод регистрации и измерения психических процессов, состояний и функций с помощью приборов, устройств и другого специального оборудования2. В практику психологического исследования массовой коммуникации в качестве такого оборудования давно вошел «анализатор программ». «Анализатор программ» – это устройство для непрерывной записи реакций аудитории на звуковое и зримое содержание средств массовой информации. Оно позволяет регистрировать отношение (реакции) реципиентов к содержанию и форме информации по ходу ее восприятия.

     Анализатор программ был впервые применен учеными Колумбийского университета по инициативе П. Лазарсфельда и Ф. Стентона в 1939 г., после чего активно использовался в исследовательской практике Европы, США, Японии. В Советском Союзе подобный прибор оригинальной конструкции был построен эстонскими учеными Ю. Вооглайдом и У. Вейсманом, использовавшим его для оценки выступлений ораторов перед аудиторией зрительного зала [48]. Аналогичное устройство применялось В. В. Бойко для выявления оценок аудиторией содержания телевизионных интервью [21]. Принцип работы «анализатора программ» описан в работах В. В. Бойко, Ад. и Ал. Кертис, К. Ховланда [20; 103; 106] и состоит в следующем. Испытуемые слушают радиоинформацию или смотрят передачу, оценивая ее в процессе знакомства.

     Каждый момент восприятия информации, по договоренности с испытуемыми, может быть отмечен словами: истинно – ложно, новое – старое, возбуждает воображение – не возбуждает воображение и т. д. Для фиксации реакций испытуемый нажимает одну кнопку в случае позитивного ответа и другую кнопку – в случае негативного. Суммарные или средние показатели кнопочных анализаторов фиксируются на пульте экспериментатора синхронно с передаваемой информацией. После демонстрации передачи обычно проводится анкетирование или интервью с целью выяснить, почему члены аудитории реагируют на отдельные моменты сообщения тем или иным образом.

   Среди других аппаратурных методик известна методика М. Маркова по фиксации кожно-гальванических реакций зрителей при восприятии фильма, позволяющая, как и «анализатор программ», определять реакцию членов аудитории на отдельные элементы коммуникативного воздействия, а также подвергать их сопоставлению.

    В начале 1960-х гг. были проведены интереснейшие опыты Альфреда Лукьяновича Ярбуса, позволившие изучить закономерности движения глаз при восприятии изображений. В ходе исследования на глазу испытуемого крепилось маленькое зеркальце. При рассмотрении художественных картин световой зайчик от зеркальца фиксировал на фотобумаге след движения глаз зрителя. В результате было выяснено, что при восприятии взгляд скользит не по контурам предметов, а фиксируется на наиболее значимых смысловых деталях изображения. В частности, обнаружено, что большее внимание всегда будут привлекать фигуры людей и животных, даже если художник стремился представить, прежде всего, пейзаж [98]. Выявленные закономерности позволяют более эффективно строить работу по разработке материалов воздействия с помощью визуальных стимулов.

    В современной практике исследований по психологии рекламы используется аппаратурный комплекс NAC, позволяющий фиксировать движение человеческих глаз по рекламным объектам, в том числе рекламным щитам, вывескам, витринам и т. п.

      Основным преимуществом использования аппаратурного метода является возможность получения объективных данных о психических реакциях реципиентов коммуникативного воздействия.

 

2   Предлагаемые определения методов отражают авторскую позицию.

                                                                  Наблюдение – предыдущая | следующая – Тесты

Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым