Для решения этих задач основополагающее значение имеют идеи А. Р. Лурия, 105-летие со дня рождения которого отмечалось в 2007 году. Основные принципы его теории системной динамической локализации высших психических функций не потеряли своей актуальности со времен ее создания в конце 40-х годов прошлого века. Несмотря на то что теория создавалась на материале очаговых повреждений мозга, ее потенциальные объяснительные возможности оказались гораздо более широкими, и это отразилось в многочисленных работах его учеников и последователей, выполненных на материале разных вариантов неврологической, психической, психосоматической патологии, на здоровых испытуемых, детях и людях в возрасте инволюции.
В предлагаемом издании предпринята попытка обобщить нейропсихологические знания, накопленные к настоящему времени в нейропсихологии детского возраста с позиций теории А. Р. Лурия, под непосредственным руководством которого начинался путь автора в нейропсихологии.
Развиваемые здесь положения и взгляды формировались как в ходе собственной и совместной с коллегами, аспирантами и дипломниками исследовательской работы автора в области дифференциальной нейропсихологии детского возраста, так и в процессе многолетнего лекционного курса по нейропсихологии детского возраста, который ведется на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и в других вузах.
В первом разделе этого пособия рассмотрены теоретические основы нейропсихологии детского возраста, определяются ее предмет и задачи, а также обращается внимание на ту специфику, которую необходимо учитывать при применении основных положений теории системной динамической локализации по отношению к проблеме локализации ВПФ в детском возрасте.
Здесь развивается представление о том, что морфологическая структура психических функций ребенка, представляющая собой сочетание ряда мозговых зон, складывается на ранних этапах онтогенеза.
Сходную точку зрения можно найти и у других авторов, которые отмечают, что основное различие между ребенком и взрослым состоит в том, что в протекании конкретной психической функции на разных этапах онтогенеза меняется только удельный вес того вклада, который вносится определенной зоной мозга. Основные функции мозговых зон при этом остаются неизменными (Симерницкая Э. Г., 1985; Голод В. И., 1986; Семенович А. В., Цыганок А. А., 1995 и др.).
Изменения в интегративной работе мозговых функциональных систем на разных этапах онтогенеза обеспечиваются за счет внутри- и межфункциональных перестроек, в ходе которых меняется иерархия взаимодействия компонентов, меняется их удельный вклад в общую работу функциональной системы. В свою очередь, такие перестройки становятся возможными в результате возрастающей дифференциации и специализации функций отдельных мозговых зон по достижении теми или иными зонами мозга определенного уровня морфофункциональной зрелости.
Это представление последовательно рассматривается во втором разделе на примерах морфо- и функциогенеза мозга, генеза психических функций. Основной вывод связал с тем, что метод синдромного анализа, разработанный в теории системной динамической локализации высших психических функций, и основные закономерности, связанные с топической «географией» психических функций у взрослых, можно распространить (при определенных ограничениях и дополнениях) и на нейропсихологию детского возраста.
Третий и четвертый разделы книги посвящены клинической нейропсихологии детского возраста. Здесь рассматриваются различные варианты нарушений развития и поведения детей, обусловленные как органической патологией мозга, так и резидуальными, остаточными проявлениями такой патологии.
Центральная идея, развиваемая в этом разделе, связана с известным положением Л. С. Выготского о формировании новообразований детского возраста как общей закономерности развития ребенка в норме и патологии. Нейропсихологическое обследование позволяет описать психологическую структуру дефекта или дисфункций, возникающих при патологии мозга или иных особенностях его созревания. Анализ нейропсихологических данных позволяет соотнести картину возникающих изменений с работой мозга. Это, в свою очередь, открывает перспективу поиска закономерностей как в психологической, так и в морфофункциональной структуре возникающих новообразований, характеризующих ту или иную форму патологического или измененного развития ребенка.
Особое значение в этой связи приобретает исследование тех расстройств, которые имеют многофакторную природу. Существует ли определенная закономерность сочетания этих факторов в возникших новообразованиях и как эти сочетания предопределяют дальнейший путь развития ребенка?
В нейропсихологической интерпретации нормального развития и отклонений в развитии, не носящих патологической формы, также приходится обращаться к многофакторному составу возникающих изменений. В пятом разделе, посвященном проблемам дифференциальной нейропсихологии детского возраста, вводится понятие мета- синдром, позволяющее, в определенной степени, описать картину базовых закономерностей, характеризующих различные варианты развития. Метасиндром рассматривается как закономерное сочетание симптомокомплексов, характеризующих ту или иную стадию или вариант развития. Состав метасиндромов развития как закономерного сочетания определенных синдромов меняется в ходе онтогенеза в соответствии с логикой морфофункционального созревания различных зон мозга, присущей возрастному этапу, индивидуальному варианту развития.
В шестом разделе рассматриваются вопросы, касающиеся отечественной и зарубежной нейропсихологической диагностики и подходов к коррекционной работе, прежде всего ориентированных на результаты нейропсихологической диагностики.
Автор благодарит всех коллег, аспирантов и студентов, которые внесли свою лепту в создание этой книги либо личным участием в ее написании, либо вкладом в виде результатов совместно выполненных работ, обсуждений. Отдельная благодарность заведующей московской гуманитарной редакцией издательского дома «Питер» Татьяне Борисовне Калининой за содействие в издании и проявленное при этом долготерпение.
Микадзе Ю. В.
Москва, ноябрь 2007 г.
направления исследования – предыдущая | следующая – методологические предпосылки
Оглавление. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста
Консультация психолога детям, подросткам и взрослым