Общее и специфическое в речи детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития(задержка психического развития)

На фоне возрастающего сходства наблюдаются некоторые устойчивые различия. Основное их них, отмечаемое во всех возрастных срезах, касается звукопроизношения, которое всегда значимо хуже у детей с ОНР. В тоже время дети с ЗПР по этому показателю стабильно обнаруживают близость к норме. Таким образом, можно говорить о дефектах звукопроизношения как специфической особенности, сопровождающей общее недоразвитие речи. Устойчиво хуже у детей с ОНР также характеристики слоговой структуры слова, номинативной функции и некоторых показателей импрессивной речи (главным образом, связанных с состоянием фонематического восприятия). Школьники с ЗПР, начиная со 2 класса, демонстрируют хуже сформированные способности к языковому анализу и пониманию логико-грамматических конструкций.

Школьники с разными вариантами развития характеризуются по- разному протекающей динамикой речевых возможностей. Учащиеся массовой школы уже к окончанию 3 класса достигают в среднем по группе равномерно высокого уровня сформированности всех сторон речи при сохранении внутри- и межиндивидуальных различий, и дальнейшая динамика касается в основном показателей связного высказывания. У школьников с ЗПР и ОНР неравномерность развития приобретает более выраженный и резкий характер. Изменение речевых характеристик не носит у них устойчиво позитивной направленности. На фоне положительной динамики одних речевых показателей может наблюдаться отрицательная динамика других, что особенно характерно для школьников с ЗПР. В целом у детей с дизонтогенетическими вариантами развития формирование речевой функции более растянуто во времени, оно активно продолжается вплоть до старшего школьного возраста, что все же не позволяет им достигнуть уровня нормы.В целом, можно сказать, что учащиеся с ОНР и ЗПР характеризуются сходной по структуре и степени выраженной речевой несформированностью системного характера, в той или иной мере затрагивающей все этапы порождения и понимания речевого высказывания и сохраняющейся до старшего школьного возраста.

Основываясь на представлениях о механизмах порождения речи, предложенных Т.В.Ахутиной (1967, 1939), можно констатировать у школьников с ОНР и ЗПР несформированность этапов создания внутриречевого замысла высказывания, грамматического структурирования и построения послоговой кинетической программы синтагмы. Причем, если смысловое и грамматическое программирование у них страдает почти в равной степени, то кинетическая организация речевого акта менее сформирована у детей с ОНР, что проявляется в большей выраженности и стойкости недостатков слоговой структуры слова. Более явные различия между детьми сравниваемых вариантов дизонто- генеза характеризуют операции выбора языковых элементов (лексем по значению и звучанию, фонем и артикулем по кинестетическим признакам). Эти операции менее доступны детям с ОНР, что проявляется в вербальных заменах, трудностях фонематического анализа и нарушениях звукопроизношения. Дефектность выбора артикулем по фонетическим и кинтестетическим признакам в сочетании с недостатками построения послоговои кинетической программы специфичны для школьников с 01 IP и приводят к более грубой, чем у детей с ЗПР несформированности этапа внешнего оречевления высказывания.

Согласно А.Р. Лурия (1975, 1998) комбинирование элементов в сукцессивные комплексы на основе синтагматических связей языка соотносится с работой передних отделов коры, а выбор элементов, соответствующий парадигматическим связям – с работой задних отделов. Особенности синтагматической организации речевого процесса у детей сравниваемых вариантов дизонтогенеза более близки, чем парадигматические основы речи, хуже сформированные у школьников с ОНР. Это позволяет предположить, что для детей с ОНP и ЗПР характерна недостаточность функций как передних, так и задних отделов мозга в осуществлении речи, при этом слабость задних отделов больше выражена у школьников с ОНР.

Анализ выявленных речевых особенностей в контексте проведенного нами комплексного нейропсихологического исследования ВПФ позволяет проследить системную взаимосвязь в недостаточности вербальных и невербальных возможностей при таких состояниях как ОНР и ЗПР. При этом у школьников с ОНР на фоне общей несформированности «передних» функций более отчетливо проявляются трудности серийной организации движений, что на вербальном уровне сказывается в плохой сукцессивной Организации речи, а на невербальном – в большей дефинитарности динамического праксиса, реципрокной и графомоторной координации. У сверстников с ЗПР несколько хуже развиты функции программирования и контроля произвольной деятельности, что отчетливо видно в трудностях смыслового программирования высказывания, а на невербальном уровне – в типичных для этой категории школьников регуляторных ошибках (трудности включения в задания, инертное воспроизведение ошибок).

Более выраженная дисфункция задних отделов мозга при ОНР дает о себе знать также в некоторых особенностях протекания невербальных функций. Так, помимо плохого фонематического слуха, затрудненного лексического выбора и грубого недоразвития слухоречевой памяти, дефицит обработки слуховой информации у детей с ОНР распространяется и на неречевые стимулы, что хорошо заметно при оценке и воспроизведении ритмических структур. Трудности обработки кинестетической информации проявляются не только в недостаточности орального и артикуляционного праксиса и связанных с этим грубых дефектах звукопроизношения, но в особенностях выполнения проб на праксис позы пальцев. Характерные для детей с ЗПР квазипространственные трудности, выражающиеся на вербальном уровне в устойчиво плохом понимании логико-грамматических отношений, имеют системную связь с общей несформированностью зрительно-пространственных функций при этом варианте дизонтогенеза.

Проведенное исследование также показало негомогенность групп детей с ЗПР и ОНР. В каждом конкретном случае выявляется индивидуальная структура несформированности как вербальных, так и невербальных высших психических функций на фоне их общего системного недоразвития. Адекватным инструментом выявления такой специфики является нейропсихологическая диагностика.

общее недоразвитие речи – предыдущая | следующая – умственная отсталость

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание