Госпитализация показана при всех острых состояниях. При простой форме, психопатоподобных и неврозоподобных дебютах помещение в психиатрическую больницу (желательно на подростковое отделение) обусловливается диагностическими целями и подбором средств для биологической терапии. В таких случаях стационарное лечение не должно быть продолжительным (не более 1—2 мес). Иногда при психопатоподобных и паранойяльных дебютах подростки могут представлять опасность для окружающих. Тогда госпитализация оказывается вынужденной мерой до стойкого улучшения состояния. Во многих случаях неврозоподобных и психопатоподобных дебютов, а также при простой форме можно ограничиваться полустационарами и даже лечением под наблюдением психоневрологического диспансера.
С наступлением ремиссии надо стараться возможно раньше переводить подростка в полустационар или под наблюдение диспансера, так как развитие явлений госпитализма у подростков происходит быстрее, чем у взрослых.
Суицидные мысли сами по себе у подростков с прогредиентной шизофренией не всегда являются причиной срочной госпитализации. Показанием для нее служат суицидные попытки, амбивалентные действия в рамках суицидного поведения, «игра со смертью», а также те суицидные мысли, которые аффективно окрашены или сочетаются со стертой депрессивной симптоматикой. Эпизодически возникающие суицидные мысли, преимущественно связанные с резонерством о жизни и смерти, обычно не ведут за собой активных действий.
При острейшем гипертоксическом и остром аментивном синдроме больные нуждаются в уходе и покое.
При остром полиморфном синдроме с самого начала необходима индивидуальная рациональная успокаивающая психотерапия. Подросток, находящийся в остром психотическом состоянии, не должен быть предоставлен самому себе, лекарствам и влиянию соседей, которое нередко воспринимается через призму болезненных переживаний. Беседы с врачом должны быть частыми, но непродолжительными. Помощь в этом отношении могут оказать также психолог и обученный персонал. Подросток должен чувствовать теплое участие со стороны всех лиц, окружающих его в стационаре. В простых словах ему нужно объяснить болезненный характер его переживаний, необходимость лечения, вселять уверенность в выздоровлении и возвращении домой. Как только аффективное напряжение с помощью лекарств снимается, можно приступить к отвлекающей психотерапии — к беседам на интересные для подростка темы, вовлечение его в игры, трудотерапию, развлекающие занятия. Вслед за этим постепенно должна возобновляться учеба, сперва в виде облегченных занятий, выполняемых в самой больнице, затем в школе при больнице. Одновременно надо начать семейную психотерапию, чтобы подготовить членов семьи к возвращению подростка и скорригировать неправильные отношения в семье.
Параноидный и кататоно-гебефренический синдромы обычно требуют довольно продолжительной госпитализации и системы поэтапной реабилитации [Кабанов М. М., 1978]. После снятия бредового напряжения или устранения кгататонического возбуждения необходимо стараться втянуть подростка в какое-либо занятие, ручной труд, спортивные игры, гимнастику. Длительное пребывание в больнице без этих мер активации легко может привести к развитию явлений госпитализма. Интересные занятия, например связанные с хобби, бывают привлекательными для подростка даже при выраженном болезненном состоянии. В дальнейшем настойчиво и упорно надо пытаться вовлечь в трудотерапию и учебные занятия.
Психотерапия сначала должна быть направлена на отвлечение больного от патологических переживаний. При постепенной их дезактуализации на фоне биологической терапии необходимо приступать ко второму этапу — с помощью психотерапии корригировать болезненные переживания и способствовать их критической переработке.
При злокачественной шизофрении нередко не удается вовлечь подростка ни в труд, ни в занятия, ни в развлечения. Тогда следует добиваться того, чтобы подросток хотя бы пассивно присутствовал при играх и занятиях других сверстников. Иногда после долгого безучастного сидения такие подростки начинают сами в них включаться.
При наступлении ремиссии возможно более быстро надо перейти от стационарного к полустационарному (домашние отпуска, дневной стационар, ночной профилакторий) и диспансерному наблюдению. Необходимо всячески стремиться к тому, чтобы подросток получил неполное среднее, а желательно — и среднее образование. При необходимости должно практиковаться обучение по облегченной программе — индивидуальное обучение на дому, обучение в вечерней школе без совмещения с работой, дополнительные выходные дни в обычной школе. Занятия должны быть равномерными, без искусственного напряжения и ненужных стрессов. От экзаменов в школе подростков надо освобождать даже в состоянии ремиссии (кроме многолетних стойких ремиссий).
Обучение в ПТУ не рекомендуется. Профессиональную подготовку лучше осуществлять по пути индивидуального ученичества. Поступление в высшие и средние специальные учебные заведения может быть рекомендовано только при полных и стойких ремиссиях — не менее чем через год с того момента, как подобная ремиссия установилась. Попытки поступления лучше делать после того, как подросток предварительно успешно включился в более облегченную систему обучения: прошел подготовительное отделение, повторил программу последнего класса в школе и т. п. Напряженные занятия, конкурсные экзамены без предварительной тренировки и вскоре после установления ремиссии, нередко ухудшают состояние и могут способствовать рецидиву.
При неполных ремиссиях после завершения школьного образования по облегченной программе или при достижении 16-летнего возраста рекомендуется трудоустройство — приобретение несложных, не требующих напряженного труда профессий. Часто этого удаётся достичь в лечебных мастерских при психоневрологических диспансерах, но иногда и на обычной работе. Важно,чтобы в период ремиссий, даже неполных, подросток не оставался без дела, не был предоставлен праздности «Отдых» после больницы должен быть самым непродолжительным (кроме привычного летнего периода). Безделье усиливает и апатоабуческие, и психопатоподобные проявления в ремиссиях .
биологическая терапия – предыдущая | следующая – шизоаффективный психоз
Подростковая психиатрия. Содержание.