Психическая ятропатогения является типом психогении. Психогения означает психогенный механизм развития заболевания, т. е. развитие болезни, обусловленное психическими влияниями и впечатлениями, физиологически – в общем посредством высшей нервной деятельности человека. Психическая ятрогения включает в себя вредное психическое воздействие врача на больного. Мы должны указать здесь на значение слова и всех средств контактов между людьми, которые действуют не только на психику, но и на весь организм больного. Йорес подчеркивает, что врач обязан обращаться со своими словами осторожно, экономно, целенаправленно и продуманно. В. М. Бехтерев указывает, что у больных «эмоции ожидания» повышают готовность к возникновению новых условных рефлексов. Можно сказать, что больной живет в состоянии эмоциональной двусторонности, половинчатости: в нем чередуются чувства надежды и доверия с чувством страха и неуверенности. В значительной степени от влияния окружающей среды зависит, какой из этих компонентов перевесит. Следовательно, ятрогения является какой-то «отрицательной психотерапией», врач и медицинский работник действуют не как лекарство, а как яд.
Выше (в главе «Больной врач») мы указали на то, что от неуверенности и страха не защищают даже имеющиеся знания медицины. Но, с другой стороны, это не исключает возможности, что реальный взгляд даже на тяжелую болезнь у информированного и психически уравновешенного человека помогает ему перенести болезнь спокойно и терпеливо, и включиться в какую-нибудь работу, насколько это позволит болезнь в качестве защиты против депрессии и малодушия.
Источники ятрогении можно искать в следующих областях:
а) некоторые ситуации и обстоятельства: неправильно проводимое медицинское просвещение и популяризация данных медицинской науки может стать коллективным источником психической ятрогении.
Выдающийся специалист прочитал по радио лекцию, в которой описал признаки известных заболеваний одного органа и подчеркнул, что эти признаки не слишком типичны, поэтому их иногда не замечают, и объяснил, какие тяжелые осложнения могут наступить при позднем распознавании болезни. По содержанию лекция имела выдающийся уровень и после формальных исправлений, без сомнения, послужила бы в специальной литературе напоминанием врачам, чтобы они больше обращали внимание на эти заболевания при дифференциальной диагностике. Но здоровым людям и больным неспециалистам эта лекция не дала никакого стимула к действию в интересах их здоровья и сверх того могла вызвать опасения коварной болезни и ее осложнений.
Знаменитый хирург подробно описал в газете патологическую анатомию, симптомы и хирургическое лечение язвы желудка.
Терапевт опубликовал серию статей о сосудистых заболеваниях с очень суггестивным описанием развития, патологической анатомии и осложнений инфаркта миокарда.
Мотивацию такого поступка можно только предполагать. Некоторых авторов просят написать статьи редакторы, которые знают, что сообщения на медицинскую тему всегда вызывают интерес и повышают распространение журнала; другие авторы рассчитывают на то, что в обществе возрастает их популярность, а в случае публикаций обширных статей и целых серий нельзя не принимать во внимние и величину гонорара.
Проводя санитарно-просветительную работу, нельзя без целенаправленного отбора описывать признаки заболевания и нельзя давать полное объективистическое описание лечения. Необходимо сосредоточить внимание лишь на тех фактах и обстоятельствах, которые могут помочь лицам, не имеющим медицинского образования, получить реальное представление о заболевании и необходимые сведения о том, как предупредить заболевания. Перед слушателями, не имеющими медицинского образования, не следует разбирать дифференциальный диагноз даже тогда, когда они задают вопросы, касающиеся их личных признаков и жалоб, но вся картина заболевания и его лечения не известны. Такие объяснения можно давать во время индивидуальной санитарно-просветительной работы среди больных и здоровых лиц.
Профилактические осмотры на заводах, осмотры призывников, доноров, спортсменов, будущих матерей. Речь идет, следовательно, о мероприятиях, целью которых является укрепление здоровья населения. Нередко при этом обнаруживаются случайные, не имеющие никакого значения отклонения от нормы, например, незначительные отклонения на ЭКГ, гинекологические или неврологические признаки и т. п. Если исследуемый узнает об этих отклонениях, то ему необходимо сразу же объяснить, что они не имеют никакого значения, в противном случае исследуемый мог бы для себя сделать заключение, что эти отклонения очень серьезны и что именно поэтому ему о них ничего не сказали. Профилактические осмотры, однако, лучше проводить так, чтобы обследуемый совсем не узнал об этих незначительных отклонениях.
Психотравматизирующие влияния «медицинского лабиринта». Больной обращается за медицинской помощью, но его направляют от одного врача к другому, везде ему говорят, что он «относится к другому врачу», с разной степенью вежливости ему отказывают в помощи. У больного нарастает чувство недовольства, напряжения, гнева, он опасается, что его заболевание вследствие этого станет запущенным и труднее будет его вылечить. Контакт такого больного с медицинским учреждением носит преимущественно административный характер, у него на руках накапливаются разные справки и формальные рекомендации.