Яндекс.Метрика

II. Психология медицинского работника (продолжение)

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен, и если его манера поведения – быстрая, настойчивая и решительная, со­провождающаяся человеческим участием и деликатностью. Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты его для здоровья и жизни больного и усиливать в себе этим самым чувство ответственности. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть раз­личные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой или даже личным оскорблением со стороны больного, если его состояние не улучшается. Нелегко соединить в работе врача в правильной и действенной мере необходимую заботливость и рассудительность с требуемой решительностью, хладнокровием, оптимизм с критическим отношением и скромностью. Бывают ситуации, когда уместнее проявить чувство юмора без тени иронии и цинизма, по принципу: «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным». Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. Медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность, во-первых, наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно (по разговору, оценке мимики, жестов больного), и, во-вторых, косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узна­ет от своих коллег. Сам он также может помочь своим коллегам направить их поведение. Имеются факты, когда люди с неуравновешенными неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим как путем собственных усилии, так и при помощи других. Конечно, это требует определенных усилий, определенного критического отношения к себе и необходимой меры интеллигентности, которая для медицинского работника должна быть само собой разумеющейся.

Молодой медицинский работник, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификациеи находится при поиске доверия больных в определенном невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, но ему поможет сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, готовностью в любую минуту приити на помошь и скромностью.

Несмотря на то, что развитие положительных взаимоотношений врача к больному могут осложнять также и некоторые неблагоприятные черты темперамента врача (невыдержанные проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями и замедленность), в действительности главной основой этих отношений являются свойства характера личности врача. В общем можно сказать, что больной теряет доверие, а медицинскии ра­ботник теряет авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют «плохой человек». Такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений. Например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным и заискивает перед начальством, замечает, как он берет в свое пользование что-нибудь из казенного инвентаря или пищу, предназначенную для больных, наблюдает в нем проявления тщеславия, недоступности крити­ке, болтливости, злорадства. Тщеславность проявляется например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большое признание и восхищение. Более серьезные личные недостатки медицинского работника могут привести больного к предположению, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих служебных обязанностей.

3. Создание положительных взаимоотношений между врачом и больным

Некоторые предпосылки для создания определенных взаимоотношений между врачом и больным действуют еще перед тем, как они вступят в непосредственный контакт. Следует принимать во внимание, что боль­ной, приходящий к врачу, как правило, знает о нем больше, чем врач о больном. Имеет значение также репутация здравоохранения вообще и медицинского учреждения куда приходит больной, в частности. Напряженность, недовольство и гнев больного, который был вынужден до­бираться к врачу неудобным транспортом и долго ждать в приемной, пока придет его очередь, нередко служит механизмом генерализации аф­фекта, который неадекватно проявился при встрече с медицинской се­строй или с врачом, не имеющих понятия о причинах этого аффекта и необоснованно объясняющих его враждебным отношением к ним.

Теоретические основы в области взаимоотношений между врачом и больным разработал 3. Фрейд в своей концепции «трансфера» («пере­носа»). По этой концепции врач подсознательно напоминает больному какую-нибудь эмоционально значительную личность из его детства, на­пример, отца. В зависимости от того, какие впечатления и отношения когда-то преобладали при контакте больного с отцом, в актуальном отношении к врачу тенденция или отрицательная (враждебная), или поло­жительная (чувство любви, доверия). В противоположном направлении действует «антитрансфер» («противоперенос»). В настоящее время это первоначальное понимание 3. Фрейда считается слишком узким и ис­кусственно созданным, но отчасти рациональным, указывающим на воз­можность того, что больному некоторые элементы нашего поведения, внешнего вида или репутации могут напоминать что-то положительное или отрицательное из его прошлой жизни, и в первую очередь – опыт с теми лицами, которые имели для него большое эмоциональное значе­ние. Кроме родителей, это могут быть бабушка и дедушка, дяди и тети, братья и сестры, учителя, близкие друзья. И не только при взаимоотно­шениях медицинского персонала и больного, но и при каждом новом развивающемся контакте между людьми имеет смысл подумать о том, почему кто-то, кого мы, по всей вероятности, видим впервые в жизни, вызывает в нас довольно отчетливые чувства симпатии или антипатии, кого из нашего прошлого чем-то они напоминают. Если мы будем иметь в виду такой «груз прошлого», это может нам помочь более реально по­нять и справить с ситуациями, связанными с отношениями к другим лю­дям.

доверие – предыдущая | следующая – психическая вентиля­ция