Семья, школа, любительский кружок становятся для ребенка моделью мира, а отдельные члены группы – в какой-то мере его представителями. Хорошо, когда окружающая ребенка и молодого человека человеческая среда в основе своей является эмоционально положительной, но не оранжерейно роскошной. Воспитание должно быть таким, чтобы оно подготовило ребенка к противоречиям мира, с которым он позднее обязательно встретится.
Например, гиперпротективная, т. е. чрезмерно заботливая мать, держит ребенка, чаще сына, чем дочь, в излишней зависимости, не воспитывает в нем самостоятельности и не развивает способности энергично отстаивать свои собственные интересы, категорически вмешивается в его эротические связи, более или менее сознательно ставит препятствия перед его женитьбой и обосновывает свое поведение при этом тем, что та или другая невеста сына имеют те или другие проблематичные качества. Действительным мотивом такого поведения является тенденция удержать сына возле себя как можно дольше. Сын, выраставший при превалирующем влиянии такого отношения поневоле сравнивает суровость окружающей действительности с материнской заботой, мир и людей он видит в отрицательном свете, часто разочаровывается в своих надеждах и представлениях. И наоборот, твердость и эмоциональный холод со стороны родителей ведут или к робости, боязливости и пассивности ребенка, или к враждебности, недоверчивости и агрессивности по отношению к людям.
Во взаимоотношениях людей имеет место или доминантность (преобладание), например, родителей и учителей над детьми, старших братьев и сестер над младшими, одного эротического или супружеского партнера над другим, или субмиссивность (подчинение). Другие взаимоотношения, например, некоторых одноклассников, сотрудников и партнеров, могут быть уравновешенными (равнозначными). Сложными иногда бывают взаимоотношения между детьми в одной семье: часто старший ребенок, бывший раньше «единственным», старается удержать свою прежнюю привилегированную позицию, ревнует младшего, ищет защиту у родителей, которые дисгармонию этих взаимоотношений могут выравнять, но также могут и углубить ее еще больше.
Для развития доминантности и субмиссивности имеет значение так называемая формальная и неформальная структура взаимоотношений в группе. Формальная структура бывает обусловлена, например, служебным положением, рабочими и общественными функциями, фактом отцовства и материнства. Неформальная структура в большинстве случаев находится в соответствии с формальной структурой, т. е. вышестоящее лицо в служебном отношении является в микросоциологическом смысле доминирующим (высшим). При хорошо функционирующей деятельности групп эта возможность является, разумеется, более выгодной, чем противоположная ситуация, когда формальная структура находится в несоответствии с неформальными фактическими взаимоотношениями, например, формально вышестоящее лицо микросоциологически находится в субмиссивном (подчиненном) положении. Такие взаимоотношения бывают источником напряжения и конфликтов.
Примером различия между кажущейся простотой формальных взаимоотношений и сложностью неформальных коммуникаций между индивидами являются взаимоотношения детей в классе, которые с формальной стороны равноценны: все дети должны подчиняться школьному авторитету. Однако в классе имеется неформальный ведущий индивид и ведущие группы, которые соперничают за влияние в классе. Для практической характеристики неформального положения отдельных лиц в группе имеет значение классификация Р. Шиндлера:
Положение альфа занимают в группе так называемые звезды (star): они вызывают некритичное восхищение, «ослепляют» остальных; другие члены группы стараются им подражать.
Положение бета занимает лицо, которое признается другими как самый опытный «старший» брат», но он не настолько выделяется как лицо в позиции, отношение к нему имеет элементы критичности.
Положение гамма – это положение равнозначное, равноценное.
Положение омега отчетливо подчиненное; лицо, занимающее это положение, лишь только терпимо другими на краю группы, попеременно его более или менее изгоняют, его называют «козлом отпущения», «черной овцой», по немецки „Progelknabe”.
В классах и детских коллективах в положение омега попадают особенно дети с пониженным интеллектом, с замедленным развитием, с ожирением, с физическими недостатками и бросающимися в глаза уродствами, а также дети с невротическими расстройствами, например, с тиками, тремором, и заиканием. У таких детей возникают и углубляются чувства собственной неполноценности, происходит отчуждение от коллектива и людей, развиваются депрессии и агрессивные тенденции отомстить за причиненные обиды, что может проявиться и через несколько лет, например, на работе по отношению к подчиненным, в семье по отношению к собственным детям и к партнеру.
Во взаимоотношениях с родителями, старшими братьями и сестрами, с учителями формируется отношение к авторитету. Примерно до 10-12 лет длится наивная субмиссивность и доверие по отношению к авторитетам. Но в пубертатном периоде наступает критическая дифференциация, признавание авторитетов разделяется в зависимости от того, какие ценности молодой человек признает, например интеллектуальные, художественные, характерные, спортивные и физические.
В периоде созревания углубляются дружеские взаимоотношения и развиваются эротическо-сексуальные взаимоотношения.