Яндекс.Метрика

Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах (продолжение)

В рамках выделенных коммуникативных стратегий используются защитные приемы и тактики, запутывающие ясное непротиворечивое и самостоятельное видение ребенком своих возможностей и оценку своего Я. Оживляется, обостряется конфликт между потребностью ребенка видеть себя самоэффективным, достойным родительского уважения — и стремлением сохранить их привязанность и принадлежность к семейной общности. В самосознании ребенка он принимает форму конфронтации Я-любимого, но слабого и Я-плохого, но уверенного в себе. Следует отметить, что ребенок не только пассивно интериоризует конфликтное родительское отношение, но и активно борется за “выживание”, поддержку и сохранение самоуважения. Выделено несколько ответных тактик, развиваемых ребенком против родительского насилия: так, в ответ на родительское доминирование ребенок отвечает сопротивлением, открытой или скрытой борьбой за лидерство, вплоть до использования таких же приемов, которые использовали родители по отношению к нему. Другая тактика — отказ от борьбы, утаивание своей позиции, принятие на себя роли потерпевшего, жертвы. И наконец, третья тактика состоит в противопоставлениях “жестко-отклоняющему” родительскому поведению собственного “защитного”, приглашающего к сотрудничеству.

Одним из факторов, детерминирующих родительское отношение к подростку, оказался особый тип внутренней структуры родительского самоотношения. Выявленные типы внутреннего диалога Я и не-Я в целом аналогичны выявленным в группе невротических и депрессивных пациентов, хотя и менее гротескны. Их также отличает непримиримость Я и не-Я, полное отсутствие диалога как открытого уважения к иной смысловой позиции самосознания. Интрапсихические защиты, такие как жесткая дихотомия, расщепление целостной Я-концепции с последующими тактиками “самоприукрашивания”, “слепых пятен”, аутоинфантилизации с одновременной дискредитацией не-Я, позволяют сохранить и даже “законсервировать” позитивную установку в адрес Я. Мотивационный конфликт между потребностью в симбиотическом контакте и потребностью в реализации себя как эффективного родителя разрешается путем динамичной смены позиций во внутреннем и внешнем диалоге. Так, если во внутреннем диалоге родитель занимает позицию Зависимого Я, во внешнем диалоге он стремится занять и охранить позицию Доминирующего или Критикующего Родителя. Напротив, если во внутреннем диалоге побеждает Грандиозное Я, обычно морализующее (защита по типу поиска рациональных аргументов в свою пользу с жесткими гиперсоциальными установками), во внешнем диалоге ему приходится сдавать, пусть временно, позиции доминирования. Целостный паттерн внутренних и внешних действий, реализуемых в форме диалогов в структуре самосознания и общения, выполняет защитные функции, устраняя из сознания те аспекты опыта, которые угрожают сложившемуся субъективно-комфортному образу Я и самоотношению, подкрепляя последние в ущерб реалистическому видению Другого и образу Я.

Анализ стилей детско-родительского общения – предыдущая | следующая – Особенности мотивационно-потребностной сферы

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях