canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Критические периоды развития в исследовании М.С.Егоровой. Анализ критических периодов развития.

Возрастное изменение генотип-средового соотношения в вариативности психологических характеристик

Автор: М.С. Егорова

Москва, Россия

Предложенный А.Р. Лурия подход к анализу возрастной динамики генотип-средового соотношения как результата качественной перестройки пхологической функции и механизмов ее регуляции указывает, в частности, особое значение периодов перестройки психологических функций. Анализ изменений, происходящих в критические периоды развития, и их адаптивная функция и были предметом нашего исследования.

В нашем лонгитюдном исследовании прослеживалась динамика возрастных изменений генотипических и средовых влияний на вариативность показателей интеллекта. Испытуемыми были близнецы, которые за время эксперимента обследовались 5 раз: первый раз до начала школьного обучения возрасте от 6 до 7 лет, далее в 7-8 лет, 9,5-10 лет, 13-14 лет, 16-17 лет. В качестве критических периодов развития рассматривалось начало школьного учения и период вступления в пубертат.

Таблица 1. Компоненты фенотипической дисперсии, определяющие вариативность показателей психометрического интеллекта 

Показатели интеллекта Компоненты фенотипической дисперсии
6 лет 7 лет 10 лет 13 лет 16 лет
h2 С е2 h2 с2 е2 h2 с2 е2 h2 е2 е h1 с2 Е
V IQ IQ 22 58 20 16 71 13 44 39 17 20 58 22 38 46 16
28 57 15 34 56 10 62 23 15 30 47 23 42 44 14

Примечание к таблице: нули и запятые, отделяющие десятичные знаки, опущены.

показатель наследуемости, с2 – показатель общей среды, е2 – показатель различающейся среды.

 

Величины компонент фенотипической дисперсии для показателей вербального и общего интеллекта, вычисленные на основании полученных данных, представлены в таблице и свидетельствуют о нелинейном изменении воздействия генотипа и общей среды на вариативность показателей вербального и общего интеллекта. При этом интересующие нас возраста (7 и 13 лет) характе­ризуются некоторым снижением показателя наследуемости (h2) и высокими значениями общесредового влияния на вариативность интеллекта (с2).

В этих же возрастах отмечается увеличение дисперсии показателей интеллекта (по сравнению с дисперсией в 6, 10 и 16 лет), а также снижение уровня взаимосвязей показателей интеллекта друг с другом (Егорова, Зырянова, Пьянкова, 1993) и с иными характеристиками когнитивной деятельности – с её более частными показателями (Зырянова, 1998), креативностью (Егорова, 2000), когнитивными стилями (Егорова, Зырянова, 1997), что часто наблюдается в периоды перестройки психологических функций и обычно объясняется тем, что формирование индивидуальных различий в периоды резкого изменения условий развития в большей степени подвержено влиянию случайных факторов, чем в периоды относительной стабилизации.

В связи с этим представляется обоснованным поставить вопрос о том, каким образом эти случайные факторы влияют на развитие: способствуют успешному развитию, препятствуют ему или же с равной вероятностью могут и способствовать, и препятствовать развитию?

Для ответа на этот вопрос из выборки МЗ близнецов были сформированы две фуппы. В одну вошли МЗ близнецы, имеющие более высокий интеллект в своей паре (которые оказались «умнее», чем их со-близнецы), во вторую – МЗ близнецы, которые имели более низкий интеллект в паре. В каждой группе были подсчитаны корреляции между уровнем интеллекта и внутрипарной разностью показателей интеллекта. Сопоставление коэффициентов корреляции, полученных на двух группах (более «умных» и менее «умных»), дает представ­ление о степени асимметрии влияний различающейся среды и показывает, в одинаковой ли степени средовые условия, различающиеся у партнеров близнецовой пары, влияют на более «умных» и менее «умных» близнецов.

Учитывая тот факт, что влияние средового контекста (и в особенности различающейся среды) в значительной степени меняется с возрастом, мы предположили, что соотношение внутрипарных разностей и уровня интеллекта может меняться по мере развития, и рассмотрели в нашей работе степени асимметрии средового влияния в разных возрастах (от 6 до 16 лет).

Прежде всего мы сравнили результаты (коэффициенты корреляции внутрипарной разницы и уровня интеллекта), полученные в каждом возрасте.

В первых трех возрастах, от 6 до 10 лет, корреляции оказываются выше в группе МЗ близнецов с более высоким интеллектом, т.е. различающаяся среда в большей степени повышает интеллект более «умных», чем снижает интеллект менее «умных». В 13 лет влияние различающейся среды становится практически симметричным, а в 16 лет появляется слабо выраженная тенденция к изменению направления средовых влияний: теперь они, скорее, снижают интеллект у менее «умных», чем повышают у более «умных». Иначе говоря, существует некоторый средовой фон, определяемый общей средой, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей в семье. То, что возникает сверх этого общего фона (помимо влияния общей среды) и по каким-то причинам становится значимым только для одного ребенка (различающаяся среда), действует по-разному в разных возрастах: и младших – способствует повышению интеллекта, а в старших – понижению, т.е. в младших возрастах различающаяся среда является дополнительным источником развития, а в старших – причиной, тормозящей развитие.

отечественная психогенетика – предыдущая | следующая – различия по интеллекту

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика