Возрастное изменение генотип-средового соотношения в вариативности психологических характеристик (продолжение)

Продолжая анализировать полученные данные, мы проверили предложение о том, что в периоды резкого изменения ситуации развития (в 7 и 13 лет) увеличение различий по показателям интеллекта (индивидуализации процесса обретения нового опыта) является условием успешного развития и обусловливает достижение более высокого уровня интеллекта в дальнейшем в более старших возрастах.

Для проверки этого предположения были сопоставлены внутрипарные различия по уровню интеллекта, полученные в одном возрасте, с уровнем интеллекта, диагностированным во всех обследованных возрастах.

Внутрипарное различие в показателях общего интеллекта в 7 лет зависит от уровня общего интеллекта, который был диагностирован ранее, в 6 лет, и определяет уровень общего интеллекта в более старших возрастах, в 13 и 16 лет, причем чем больше внутрипарные различия в 7 лет, тем выше уровень интеллекта в других возрастах. Статистически значимые связи получены в обеих выборках близнецов – с более высоким и более низким показателем интеллекта в паре. Ни в одном другом возрасте внутрипарные различия не оказываются столь значимыми для достигаемого впоследствии уровня общего интеллекта.

Таким образом, в 7 лет различия между близнецами по общему интеллекту (абсолютная величина разницы показателей) оказываются исключительно прогностичными. Подчеркнем, что речь идет о возрасте 7 лет, т. е. именно о том возрасте, в котором было обнаружено увеличение дисперсии показателей интеллекта и нарушение преемственности развития – снижение тесноты связей с аналогичными показателями, полученными в других возрастах.

Что касается возраста 13 лет, то похожая картина обнаруживается для показателей невербального интеллекта. Чем больше различия между со- близнецами по невербальному интеллекту в 13 лет, тем выше был их невербальный интеллект в 7 лет и тем выше он будет в 16. Внутрипарные разности показателей невербального интеллекта, полученные в других возрастах, подоб­ных связей с предшествующими и последующими возрастами не обнаруживают.

Таким образом, результаты, полученные при анализе возрастной динамики связей интеллекта с величиной внутрипарных разностей, отчетливо демонстрируют, что период перестройки психологических характеристик является отнюдь не хаотическим процессом, в котором из-за случайных факторов происходит сбой преемственности развития. В период кардиналь­ных изменений широта индивидуальных различий показателей интеллекта (величина внутрипарных разностей) зависит от уровня развития интеллекта в более раннем возрасте и определяет уровень развития интеллекта в более позднем возрасте, являясь необходимым звеном в последовательности про­цессов развития. Более того, величина индивидуальных различий в периоды изменения средовой ситуации, как следует из полученных данных, оказывается значительно более важным показателем развития, чем аналогичный показатель и относительно стабильные периоды развития. И это не случайно: по всей вероятности, в критические периоды, связанные с адаптацией к новым условиям, именно эффективность перебора и выработки новых способов обработки информации определяет одновременно и широту индивидуальных различий, и уровень развития интеллектуальных характеристик впоследствии.

критические периоды развития – предыдущая | следующая –

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание