canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Различия по интеллекту в кризисные моменты развития. Анализ влияний среды и генотипа на различия по интеллекту.

Возрастное изменение генотип-средового соотношения в вариативности психологических характеристик (продолжение)

Продолжая анализировать полученные данные, мы проверили предложение о том, что в периоды резкого изменения ситуации развития (в 7 и 13 лет) увеличение различий по показателям интеллекта (индивидуализации процесса обретения нового опыта) является условием успешного развития и обусловливает достижение более высокого уровня интеллекта в дальнейшем в более старших возрастах.

Для проверки этого предположения были сопоставлены внутрипарные различия по уровню интеллекта, полученные в одном возрасте, с уровнем интеллекта, диагностированным во всех обследованных возрастах.

Внутрипарное различие в показателях общего интеллекта в 7 лет зависит от уровня общего интеллекта, который был диагностирован ранее, в 6 лет, и определяет уровень общего интеллекта в более старших возрастах, в 13 и 16 лет, причем чем больше внутрипарные различия в 7 лет, тем выше уровень интеллекта в других возрастах. Статистически значимые связи получены в обеих выборках близнецов – с более высоким и более низким показателем интеллекта в паре. Ни в одном другом возрасте внутрипарные различия не оказываются столь значимыми для достигаемого впоследствии уровня общего интеллекта.

Таким образом, в 7 лет различия между близнецами по общему интеллекту (абсолютная величина разницы показателей) оказываются исключительно прогностичными. Подчеркнем, что речь идет о возрасте 7 лет, т. е. именно о том возрасте, в котором было обнаружено увеличение дисперсии показателей интеллекта и нарушение преемственности развития – снижение тесноты связей с аналогичными показателями, полученными в других возрастах.

Что касается возраста 13 лет, то похожая картина обнаруживается для показателей невербального интеллекта. Чем больше различия между со- близнецами по невербальному интеллекту в 13 лет, тем выше был их невербальный интеллект в 7 лет и тем выше он будет в 16. Внутрипарные разности показателей невербального интеллекта, полученные в других возрастах, подоб­ных связей с предшествующими и последующими возрастами не обнаруживают.

Таким образом, результаты, полученные при анализе возрастной динамики связей интеллекта с величиной внутрипарных разностей, отчетливо демонстрируют, что период перестройки психологических характеристик является отнюдь не хаотическим процессом, в котором из-за случайных факторов происходит сбой преемственности развития. В период кардиналь­ных изменений широта индивидуальных различий показателей интеллекта (величина внутрипарных разностей) зависит от уровня развития интеллекта в более раннем возрасте и определяет уровень развития интеллекта в более позднем возрасте, являясь необходимым звеном в последовательности про­цессов развития. Более того, величина индивидуальных различий в периоды изменения средовой ситуации, как следует из полученных данных, оказывается значительно более важным показателем развития, чем аналогичный показатель и относительно стабильные периоды развития. И это не случайно: по всей вероятности, в критические периоды, связанные с адаптацией к новым условиям, именно эффективность перебора и выработки новых способов обработки информации определяет одновременно и широту индивидуальных различий, и уровень развития интеллектуальных характеристик впоследствии.

критические периоды развития – предыдущая | следующая –

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

Яндекс.Метрика