В заключение этого раздела остановимся на роли сновидений в процессах творчества. В печати периодически появляются сообщения о творческих «озарениях» во сне. Классическим примером стало открытие бензольного кольца, которое Кекуле увидел в сновидении в образе змеи, укусившей собственный хвост.
Экспериментальных исследований, посвященных влиянию быстрого сна и сновидений на процессы творчества, немного. Левин и Глаубман показали, что лишение быстрого сна затрудняет решение задач, требующих творческого подхода, но не ухудшает выполнение задач на запоминание. У лиц менее творческих меньше отчетов о сновидениях.
Некоторые авторы склонны считать, что открытия должны совершаться в сновидениях, поскольку в этот период доминирует образное мышление. Но против этой течки зрения может быть выдвинут ряд аргументов. Во- первых, открытия во время сновидений совершаются относительно редко. Во-вторых, состояние творческого подъема часто сопровождается уменьшением потребности в сне, в том числе в быстром сне. Если одна из основных задач сновидения – участие в творческом акте, то возникает парадоксальная ситуация: при наиболее успешной творческой деятельности уменьшается длительность необходимого для этой деятельности состояния. В-третьих, мы уже упоминали, что одна из важнейших функций сновидений – это разрешение мотивационного конфликта. Разумеется, это тоже своего рода творческая задача, но ограниченная.
Отказ от поиска может возникнуть при безуспешных попытках решения других задач, в том числе требующих творческого подхода. Во время сновидений эти конкретные задачи также могут остаться нерешенными, но зато в сновидениях осуществляется компенсаторная поисковая активность, помогающая преодолеть само состояние отказа. В результате после пробуждения восстанавливаются потенциальные возможности для поиска, способствующие творческому акту. Именно в этом, с нашей точки зрения, заключается основное, хотя и косвенное, участие сновидений в творческом процессе.
Но и непосредственные открытия в сновидении все же возможны. Для этого создаются условия благодаря утрате в сновидениях критико-аналитической функции логико-знакового мышления. Поскольку образное мышление оперирует реальностью во всем ее многообразии и богатстве взаимосвязей, во время сновидений до сознания могут доходить такие качества предметов и явлений и такие их соотношения, которые во время бодрствования не осознаются из-за критической функции сознания, отвергающего их из-за внутренней противоречивости. Поэтому изменение сознания в сновидениях может способствовать «озарению».
Примечательно, что «откровения» во время сновидений приходят чаще в форме метафор, как в сновидении Кекуле. Это особенно относится к научным открытиям. Художественные образы могут являться с большей непосредственностью. Во всяком случае, для завершения творческого процесса требуется дополнительная работа бодрствующего сознания. Здесь проявляется важная закономерность: именно то, что способствует озарению – редукция критико-аналитической функции сознания, отрицательно сказывается на завершающем этапе творческого процесса, и поэтому многочисленные потенциальные открытия в сновидениях в большинстве случаев остаются «вещью в себе».
У здоровых людей с повышенной эмоциональной чувствительностью выявлена зависимость между образностью, подробностью, необычностью и эмоциональной насыщенностью сновидений, с одной стороны, и творческой продуктивностью – с другой. Однако это не обязательно означает наличие прямых причинно-следственных связей. Зависимость может быть более сложной. Повышенная чувствительность обеспечивает восприятие реальности во всей ее противоречивости. Это необходимая предпосылка успешного творчества. Но это же в принципе и предпосылка для развития внутренних конфликтов, и если их не удается разрешить с помощью механизмов психологической защиты, они могут вести к состоянию отказа от поиска и препятствовать творчеству.
Одним из важнейших механизмов психологической защиты является быстрый сон. Чем выше функциональные возможности образного мышления, тем успешнее творчество и богаче сновидения. Таким образом, и творческая активность, и сновидения могут быть независимыми друг от друга следствиями чувствительности и силы образного мышления. Но реальные отношения еще сложнее, ибо сновидения, способствуя восстановлению поисковой активности, содействуют творчеству. И наконец, творческий подъем может на какое-то время уменьшить потребность в сновидениях благодаря очень высокому уровню поисковой активности. В эти периоды сама счастливая поглощенность любимым делом спасает от внутренних конфликтов.
Специфика образного мышления при неврозе – Предыдущая|Следующая –Межполушарная асимметрия и “особые” состояния сознания
Поисковая активность и адаптация.Содержание