Яндекс.Метрика

Хронически больной ребенок в семье (продолжение)

Остановимся подробнее на описании внутренней картины болезни, так как именно на основе отражения болезни в сознании ребенка формируется деятельность, направленная на ее преодоление. Анализ литературных данных и собственное экспериментально-психологическое исследование показывают, что в непосредственно-чувственном отражении болезни у онкологически больных детей представлены главным образом жалобы не столько на основное заболевание, сколько на лечение, которое оценивается как более тяжелое, чем сама болезнь. Выписка из больницы связана если не с прекращением лечения, то, по крайней мере, с уменьшением количества лечебных процедур, что воспринимается ребенком как освобождение от болезни, которая связывалась с неприятными процедурами.

Наряду с непосредственно-чувственным уровнем отражения болезни во ВКБ детей представлен эмоциональный уровень. Болезнь связывается с ограничением нормальной жизни. Она воспринимается как преграда в реализации учебной деятельности, игры. Невозможность реализации ведущих мотивов деятельности приводит к возникновению отрицательных эмоциональных переживаний. Отражение болезни приобретает субъективную окрашенность. Однако, личностный смысл болезни не осознается ребенком. Осознание личностного смысла, который имеют те или иные явления, возникает, лишь когда формируется подлинное самосознание. Отрицательные эмоциональные переживания в связи с болезнью вызывают снижение эмоционально-ценностного отношения к себе. Низкая самооценка, неуверенность в себе сказываются на отношениях с людьми. “Всякий телесный недостаток не только изменяет отношение к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми” (Выготский Л.С, 1984. Т.5. С.39). Это проявляется, с одной стороны, в сильной привязанности к родителям. В рисунках детей часто появляются родители. На просьбу нарисовать человека 8 из 16 ребят рисуют маму и дочку или сына. В пиктограмме образ родителей связан с понятием счастья.

Уровень рациональной оценки тяжести заболевания практически отсутствует у ребенка. Это объясняется как ограниченностью знаний ребенка о болезни, так и тем, что знание о болезни не означает для ребенка осознания реальной тяжести заболевания. Так, рассказывая о своей болезни, дети часто упоминают слово “опухоль”, однако за этим словом либо вообще не стоит никакой реальности для ребенка, и на вопрос “что это такое?” дети отвечают “не знаю, все так говорят”, либо это понятие является для ребенка рядоположенным с симптомами болезни, и дети называют опухоль наряду с насморком и головной болью.

Из описания ВКБ видно, что ситуация болезни приводит к изменению психологического мира ребенка. Для социальной ситуации развития ребенка в норме характерно ослабление тесной связи, которая характеризовала отношения между взрослым и ребенком на предыдущем этапе развития. Ситуация болезни создает объективную зависимость от родителей. Кроме того, ограничивая те виды деятельности, в которых происходит развитие самостоятельности ребенка (учебную и игровую деятельность), болезнь приводит к сильной субъективной зависимости ребенка от родителей. Наряду с привязанностью к родителям, которая носит защитный характер, у детей наблюдается стремление к компенсации дефекта, которое проявляется в отношении к эксперименту, описанном выше.

Подводя итог описанию тех преобразований психического мира, в которых состоит “работа” переживания болезни у маленького ребенка, необходимо отметить, что специфика деятельности переживания в значительной степени определяется той критической ситуацией, в которой оказывается больной человек и тем, как она отражается в сознании. У маленького ребенка нет развернутого жизненного плана, главным измерением времени для него является настоящее, его отношение к себе наполнено непосредственно-чувственным содержанием. Поэтому деятельность переживания направлена в первую очередь на освобождение от больничной реальности.

Осознание ребенком болезни – предыдущая | следующая – Болезнь для подростка

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при детско-родительских проблемах