г) Ступень 4: вербализация
Проблемы и нерешенные конфликты конкретизируются и вербализируются; проведение партнерской, семейной или профессиональной группы.
Начинать беседу: партнер предъявляет свою проблему и пожелания. Слушайте внимательно, будьте вежливы. Спросите себя и Вашего партнера, какое значение имеет для него проблема, с какого времени она существует и как он ее преодолевает. Прежде чем давать совет, попробуйте познакомиться с его концепцией и помочь ему познать его собственную концепцию самому. Если он, например, употребляет алкоголь, что это значит для него?
Быть искренним: конкретизируйте для Вашего партнера свою собственную проблему: Как Вы относитесь к ней? Какое значение имеет для Вас конфликт? Чего Вы хотите этим достичь? Какая Ваша болезненная точка?
Искать возможности решения: для возникающих проблем ведется совместный поиск возможностей их преодоления. Подумайте о том, что как Вам самим, так и Вашему партнеру понадобится время, чтобы изменить точку зрения. Вы обладаете своей собственной волей. Свою личную волю имеет и Ваш партнер. Если Вы честно сказали, что считаете правильным, это будет его делом извлечь что-то из этого. То же самое относится и к Вам.
Правила беседы: участники обязуются сохранять в тайне содержание разговора. Не забывайте, что неуважение по отношению к Вам и Вашему партнеру повредит больше, чем открытый разговор в подходящий момент. Неуважение — это несправедливость по отношению к партнеру. Не только упражняться в критике, но и вовремя сказать, как можно сделать лучше.
Семейная группа: все члены семьи регулярно собираются в условленное время. Это может происходить один раз в неделю. Такие собрания могут, однако, созываться и для особых случаев.
Разделение обязанностей и обмен ролями: один из членов группы принимает на себя на некоторое время обязанности и ролевые функции, которые до сих пор выполнял другой член группы. Так, например, отец становится домохозяйкой, мать берет ответственность за планирование семейного бюджета, которая обычно лежит на главе семьи, дети со своей стороны выполняют те обязанности и функции, которые постоянно свойственны родителям, например, ведение хозяйства, планирование, советы.
д) Ступень 5: расширение системы целей
Цели и пожелания на ближайшие 5 лет, 5 месяцев, 5 дней исследуются и разрабатываются в соответствии с четырьмя сферами переработки конфликта: «Что бы Вы сделали, если бы у Вас не стало больше проблем?»
Расширение системы целей: расширьте Ваши цели в сфере актуальных способностей (к каким актуальным способностям Вы до сих пор относились излишне строго?). Осваивайте новые для себя возможности в преодолении конфликтов (какие сферы были до настоящего времени вовлечены недостаточно?) Какие формы отношений Вы считаете перспективными для себя и Вашего партнера (четыре измерения идеалов)?
Семейная группа, родительская группа, партнерская группа и обмен ролями по-прежнему продолжаются. Однако здесь они служат уже не только преодолению проблем, но и открытию новых возможностей и целей на будущее.
Партнер не принимает участия: что Вы будете делать, если партнер не сотрудничает с Вами? Не забывайте о том, что Вы имеете свои интересы. Вы живете не только для других, но и для себя. Зачастую партнеру со своей стороны требуется больше времени, прежде чем он сможет последовать Вашему примеру. Задайте себе вопрос: почему мой партнер не хочет сотрудничать? При этом наверняка обнаружатся признаки недопонимания: мой партнер не хочет сотрудничать, потому что чувствует себя застигнутым врасплох или он нашел другой путь, который трудно принять мне?
Вывод: пятиступенчатая модель не является жесткой схемой, в которую нужно втиснуть живого пациента и его семью. Отдельные ступени не надстраиваются друг над другом статично, а взаимосвязаны друг с другом динамичными изменяющимися отношениями. Таковы наблюдаемые, отличительные, ободряющие, вербализуемые и расширяющие цели моменты терапевтического процесса, которые в соответствующей ситуации могут стать залогом успешного лечения. Кроме того, каждая встреча имеет структуру пяти ступеней. Это относится прежде всего к семейно-терапевтической первой беседе, уже в процессе которой могут быть сообщены решающие импульсы для активизации самопомощи (Richter, 1976). Этим уже достигается существенная терапевтическая цель: семья сообща работает на основе пять ступеней в русле самопомощи. Терапевт больше не является «ведущим» семейной группы, а лишь «советником». Терапия часто, таким образом, завершается уже после первой беседы.
То, что продолжается, — это уже самопомощь, а она длится всю жизнь.
Ситуативная поддержка – предыдущая | следующая – Стратегии позитивной психотерапии