В зависимости от коррекционных задач можно выделить следующие виды психокоррекции: игровая психокоррекция; семейная психокоррекция; ней-ропсихологическая коррекция; коррекция личностного роста и др.
По характеру направленности психокоррекционные воздействия подразделяются на симптоматические и каузальные. Кроме того, выделяются директивные и недирективные виды коррекции.
Возможна также классификация видов психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии, строящаяся в соответствии с формой ди-зонтогенеза. В данном случае речь идет о следующих видах психокоррекции:
1) психокоррекция при психическом недоразвитии;
2) психокоррекция задержанного психического развития;
3) психокоррекция при поврежденном психическом развитии;
4) психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка;
5) психокоррекция при искаженном психическом развитии;
6) психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.
Такой способ деления является весьма условным, так как каждый из вариантов дизонтогенеза в чистом виде можно встретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие (ранний детский аутизм) может сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, точно так же дисгармоничное психическое развитие часто протекает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии, в зависимости от его формы, используются различные по содержанию психокоррекционные методы. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно классифицировать психокоррекционный процесс по сферам его применения в конкретных нозологических группах больных.
В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:
1. Психокоррекция эмоционального развития ребенка.
2. Психокоррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.
3. Психокоррекция поведения детей и подростков.
4. Психокоррекция развития личности.
Данный способ классификации отражает содержательно-психологическую направленность психокоррекции при всех вариантах нарушения психического и физического развития детей. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий, основные психокоррекционные технологии.
Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. Условно можно выделить отечественную и зарубежную модели психокоррекционных воздействий.
В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии находятся в прямой связи с пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятель-ностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. Здесь определены направления, в которых осуществляется постановка психокоррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка,
2. Развитие различных видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Кляйн и др.), либо в искаженной или дефицитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи психокоррекции. В первом случае (в русле психодинамического направления) главной целью является восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил; во втором (поведенческое направление) — модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.
Несмотря на многочисленную критику, эти направления заслуживают, на наш взгляд, особого внимания.
В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».
Целью психологической коррекции в этом направлении является выяснение неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний ребенка или подростка. В соответствии с этим выбирается и техника психокоррекцион-ных воздействий. Однако в раннем возрасте классический метод психоанализа использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода для работы с детьми были предложены два следующих метода: игротера-пия и арт-терапия, которые в дальнейшем стали развиваться как самостоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического подхода. В настоящее время они широко используются в психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями. В то же время, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рамках психокор-рекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.
Формы организации психологической коррекции – предыдущая | следующая – Различные направления в психокоррекции
консультация психолога детям, подросткам, взрослым