4.3.3. Психолого-педагогические принципы (продолжение)

Второе требование — обходность методов, воздействующих на дефект не прямо («в лоб»), а обходя непосредственный дефект с целью его преодолений с опорой на сохранные Уровни и звенья в структуре функции. Например, если нарушен фонематический слух и вследствие этого пострадал процесс звукоразличения (вследствие чего окажутся нарушенными и понимание, и говорение, и письмо, и чтение), то нужно работать методами, воздействующими не на пострадавший акустический анализатор, а на связанные с ним кинестетический, оптический, оптико-пространственный, с одной стороны, и воздействовать на уровень семантической организации восприятия (т. е. на смысл и значение слов) — с другой. Третье требование — применение опосредованных методов, воздействующих на нарушенную при афазии речь через другие психические процессы и образования — восприятие, память, мышление, предметные представления, эмоционально-волевую сферу, личность.

И наконец, методы должны быть не изолированными, а системными. Системность приемов  обеспечивает системное воздействие на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербального поведения в целом. Изолированное применение отдельных приемов даже в случае достаточного количества сопровождающих упражнений не является эффективным, так как всякий раз решается частная задача, с воздействием только на конкретный дефект функции без учета: а) ее взаимодействий с другими психическими функциями; б) ее многоуровневой организации. Изолированный прием может в лучшем случае привести к частичному и малоустойчивому эффекту, к восстановлению изолированных операций. Так, известно, например, что в случае моторной афазии методом постановки звуков (оптико-тактильный метод) можно научить больного произносить звуки, слоги, некоторые слова. Но при этом не будет переноса действия артикулирования на речь как деятельность, не будет восстановлена коммуникативная функция речи, в которой артикулирование является одним и далеко не центральным звеном. Методы должны исходить из знаний психологической и психофизиологической структуры ВПФ, в частности речи. Так, зная, что в структуру речи входят такие наиболее упроченные уровни ее организации, как эмоционально-выразительный, ритмико-мелодический, нужно разработать методы, которые могли бы реализовать эти уровни речи.

На все эти уровни и аспекты речи необходимо системное воздействие, и только через такое воздействие на психическую сферу больного могут быть восстановлены и артикуляторные операции. Системы приемов как раз и предусматривают не только направленное, обходное и всестороннее воздействие на дефект, но и решают задачу восстановления функции как целостной деятельности. Эти «системы» имеют особенности:

1) в системе имеется ведущий метод, выбор которого зависит от нарушенной функции и механизма ее нарушения;

2) одни и те же приемы могут быть использованы в разных системах и решать там разные задачи;

3) система включает направленные и обходные методы;

4) она сопровождается рядом упражнений, которые закрепляют достигнутый эффект.

Приведем пример применения системы приемов при восстановлении устной речи при моторной афазии. Центральный прием — это смыслослуховая стимуляция слова, которая позволяет растормозить и актуализировать семантические связи слова, связь его значения с материальными носителями слова — звучанием, произнесением. Этот метод позволяет актуализировать, извлечь из памяти и целый ряд других психологических связей этого слова — ситуативных, эмоциональных и др. Спектр действия этого метода весьма широк. К нему подключается и ряд других, воздействующих на актуализацию и произнесение отрабатываемого слова с других сторон — это метод классификации предметных картинок по разным основаниям, метод рисования по слову, позволяющий воздействовать на сферу предметных образов и их связь со словом и т. д. Вся система приемов применяется одновременно. Она направлена на решение одной задачи — восстановление произнесения слова, — но каждый прием вносит свое, специфическое. Эта система приемов предусматривает и воздействие на разные уровни организации произнесения слова — сенсомоторный, семантический, психологический.

Все описанное выше — современные представления о ВПФ, о закономерностях их нарушения, путях их восстановления — дает возможность по-новому сформулировать задачи восстановительного обучения.

Центральной задачей восстановительного обучения является восстановление психических функций, пострадавших в результате заболевания головного мозга различной этиологии. Именно восстановление функций, а не приспособление больного к дефекту, возвращение человека в нормальную социальную среду, а не создание упрощенных условий для больного — вот основные практические задачи восстановительного обучения.

Отсюда вытекает ряд требований к восстановительному обучению, одним из которых является разработка таких путей и методов, которые должны способствовать восстановлению не изолированных операций или действий больного человека, а восстановлению его деятельности. Для этого восстановительное обучение должно быть направлено на восстановление прежних (где это возможно) или на создание новых механизмов осуществления функции.

Например, при нарушении устной речи (при моторных формах афазии) мы должны работать не над восстановлением операций артикуляторного аппарата, т. е. операций механического произнесения отдельных звуков или слов и предложений, а над созданием механизма порождения речи, в котором артикулирование является лишь одним и далеко не центральным звеном. Только тогда мы можем получить системный эффект — эффект восстановления речевой деятельности, а не операций артикулирования и различения звуков.

4.3.3 психолого-педагогические принципы (продолжение) – предыдущая  | следующая –  4.3.3. Психолого-педагогические принципы (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.