Яндекс.Метрика

2.2. Социально-психологические особенности разводов, сопровождающихся судебным спором о детях (продолжение)

В целом можно выделить следующие социально-психоло­гические особенности семейного конфликта, характерные для разводов, сопровождающихся судебным спором о порядке воспи­тания детей.

Во -первых, разводы, при неспособности родителей до­стичь соглашения о порядке воспитания детей, являются вы­сококонфликтными и в большинстве случаев характеризуются высоким уровнем эмоциональной напряженности, вербальной и невербальной агрессии, повышенным уровнем домашней жестокости, которые чаще всего, согласно полученным нами дан­ным, возрастают в постразводный период.

Во-вторых, в большинстве случаев дети оказываются вовлеченными в супружеский конфликт, являясь его свиде­телями или активными участниками. В этой борьбе дети ока­зываются в психологически сложной ситуации, что повышает у них риск нарушений психического здоровья и личностного развития. У детей при постоянных и выраженных ссорах ро­дителей формируются сложные психологические пережива­ния. С одной стороны, они включают в себя чувство страха, обусловленное скандалами между родителями, протекающими с высоким уровнем раздражительности и взаимных обвине­ний. С другой — это часто более скрытое, но существенное по своим последствиям для личностного развития ребенка чув­ство вины, которое возлагают на себя дети за происходящее в семье. Данное чувство может определять желания ребенка стать своеобразным «терапевтом брака», когда дети пытаются утешать родителей или одного из них, используют различные попытки примирить их. Некоторые дети, стараясь меньше до­саждать родителям в ситуациях конфликта, осознанно отда­ляются от них.

У каждого ребенка в этой ситуации с учетом его возрас­та, индивидуально-психологических свойств наблюдается или возрастание потенциала раздражительности, агрессивности, который разряжается на одном из родителей, или существенно нарастает зависимость чаще от родителя, с которым он оста­ется совместно проживать. Эта особенность межличностных детско-родительских отношений, несомненно, оказыв0ает су­щ000000ественное влияние на мнение ребенка, которое может не от­ражать его интерес, а определяется потенциалом психологиче­ской зависимости или наведенного эмоционально-значимым взрослым агрессивно-враждебного отношения к другому ро­дителю.

Разведенные родители осознанно или неосознанно ищут в детях психологическую поддержку или «союзников», тем самым вовлекают их в конфликт выбора между родителями или конфликт лояльности, что предъявляет к ребенку в психологи­ческом плане слишком сложные требования. Эта особенность межличностных детско-родительских отношений, несомненно, оказывает существенное влияние на мнение ребенка, которое может не отражать его интерес, а определяется потенциалом психологической зависимости или наведенного эмоционально- значимым взрослым агрессивно-враждебного отношения к другому родителю.

В-третьих, неспособность родителей достичь соглаше­ния о месте жительства детей и порядке их общения с роди­телем, проживающим отдельно, связана с их личностными особенностями и особенностями взаимоотношений в по­стразводный период. Клинико-психологические наблюдения дают основания считать, что участники высококонфликтных разводов чаще имеют выраженные личностные особенности (демонстративность, ригидность, незрелость, возбудимость), которые в ряде случаев достигают степени выраженности личностных расстройств. При этом, с одной стороны, высоко­конфликтный развод может быть формой проявления данных личностных или психопатологических особенностей. С другой стороны, личностные и психопатологические особенности мо­гут быть формой реакции на стресс, который человек испыты­вает во время высококонфликтного развода и судебных раз­бирательств (Johnston, 1994). Характерной особенностью этих родителей является неспособность сфокусироваться на нуждах детей и отстраниться от своих проблем, а также неспособность защитить ребенка от собственного эмоционального недоволь­ства и злости и от участия в родительских конфликтах (John­ston, Roseby, 1997).

В-четвертых, юридическая система с ее подходом к раз­жиганию конфликта является по своей сути чуждой для се­мьи и «интересов ребенка». Как писал в начале прошлого века Б.П. Никонов (1911, с. 61—62), суд «…как бы чувствует, что эти дела совсем не к лицу ему и не ко двору. Суд, привыкший иметь дело с формальными засвидетельствованиями прав и с отно­шениями чисто вещественного характера, путается и приходит в смущение, когда перед ним предстает семейная жизнь с ее горестями и требованиями, совершенно далекими от какого- либо юридического формализма. Суд действует в таких делах с неловкостью и неуверенностью близорукого человека». Суд способствует разжиганию конфликта как своими решениями, так и самим судебным процессом. Суд является для участ­ников источником морального давления, особенно с учетом того, что они эмоционально подавлены, находятся в стрессо­вой ситуации и их самооценка зависит от окружающих. Для участников в суде драматическим образом решается вопрос, кто прав, кто виноват. Сбор каждой из сторон доказательств вынуждает выносить на обсуждение интимные подробности семейной жизни, представлять негативные сведения о другом супруге, обсуждать в ходе разбирательства имевшие место в прошлом инциденты, вырванные из контекста семейной исто­рии. В некоторых крайних случаях слушания превращаются во враждебную перепалку между бывшими супругами. Руко­водствуясь рекомендациями адвокатов, родители избегают общения друг с другом, фиксируют телефонные разговоры, сохраняют театральные билеты на детские спектакли, чеки из магазинов. Не только родители, но и адвокаты, представляю­щие их интересы, свидетели, сотрудники органов опеки и по­печительства, судьи, эксперты оказываются вовлеченными в конфликт. Они имеют огромную силу влиять на разжигание или уменьшение конфликта в ходе спора и должны осознавать эту ответственность.

Выделенные социально-психологические особенности, характеризующие различные аспекты конфликта, который привел к судебному спору, определяют основные направления экспертного анализа как для судебного психиатра, так и для судебного психолога.

развод – предыдущая | следующая – раздельное проживание родителей

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.