canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Судебные споры о воспитании детей. Разводы и судебные споры.

2.2. Социально-психологические особенности разводов, сопровождающихся судебным спором о детях (продолжение)

В целом можно выделить следующие социально-психоло­гические особенности семейного конфликта, характерные для разводов, сопровождающихся судебным спором о порядке воспи­тания детей.

Во -первых, разводы, при неспособности родителей до­стичь соглашения о порядке воспитания детей, являются вы­сококонфликтными и в большинстве случаев характеризуются высоким уровнем эмоциональной напряженности, вербальной и невербальной агрессии, повышенным уровнем домашней жестокости, которые чаще всего, согласно полученным нами дан­ным, возрастают в постразводный период.

Во-вторых, в большинстве случаев дети оказываются вовлеченными в супружеский конфликт, являясь его свиде­телями или активными участниками. В этой борьбе дети ока­зываются в психологически сложной ситуации, что повышает у них риск нарушений психического здоровья и личностного развития. У детей при постоянных и выраженных ссорах ро­дителей формируются сложные психологические пережива­ния. С одной стороны, они включают в себя чувство страха, обусловленное скандалами между родителями, протекающими с высоким уровнем раздражительности и взаимных обвине­ний. С другой — это часто более скрытое, но существенное по своим последствиям для личностного развития ребенка чув­ство вины, которое возлагают на себя дети за происходящее в семье. Данное чувство может определять желания ребенка стать своеобразным «терапевтом брака», когда дети пытаются утешать родителей или одного из них, используют различные попытки примирить их. Некоторые дети, стараясь меньше до­саждать родителям в ситуациях конфликта, осознанно отда­ляются от них.

У каждого ребенка в этой ситуации с учетом его возрас­та, индивидуально-психологических свойств наблюдается или возрастание потенциала раздражительности, агрессивности, который разряжается на одном из родителей, или существенно нарастает зависимость чаще от родителя, с которым он оста­ется совместно проживать. Эта особенность межличностных детско-родительских отношений, несомненно, оказыв0ает су­щ000000ественное влияние на мнение ребенка, которое может не от­ражать его интерес, а определяется потенциалом психологиче­ской зависимости или наведенного эмоционально-значимым взрослым агрессивно-враждебного отношения к другому ро­дителю.

Разведенные родители осознанно или неосознанно ищут в детях психологическую поддержку или «союзников», тем самым вовлекают их в конфликт выбора между родителями или конфликт лояльности, что предъявляет к ребенку в психологи­ческом плане слишком сложные требования. Эта особенность межличностных детско-родительских отношений, несомненно, оказывает существенное влияние на мнение ребенка, которое может не отражать его интерес, а определяется потенциалом психологической зависимости или наведенного эмоционально- значимым взрослым агрессивно-враждебного отношения к другому родителю.

В-третьих, неспособность родителей достичь соглаше­ния о месте жительства детей и порядке их общения с роди­телем, проживающим отдельно, связана с их личностными особенностями и особенностями взаимоотношений в по­стразводный период. Клинико-психологические наблюдения дают основания считать, что участники высококонфликтных разводов чаще имеют выраженные личностные особенности (демонстративность, ригидность, незрелость, возбудимость), которые в ряде случаев достигают степени выраженности личностных расстройств. При этом, с одной стороны, высоко­конфликтный развод может быть формой проявления данных личностных или психопатологических особенностей. С другой стороны, личностные и психопатологические особенности мо­гут быть формой реакции на стресс, который человек испыты­вает во время высококонфликтного развода и судебных раз­бирательств (Johnston, 1994). Характерной особенностью этих родителей является неспособность сфокусироваться на нуждах детей и отстраниться от своих проблем, а также неспособность защитить ребенка от собственного эмоционального недоволь­ства и злости и от участия в родительских конфликтах (John­ston, Roseby, 1997).

В-четвертых, юридическая система с ее подходом к раз­жиганию конфликта является по своей сути чуждой для се­мьи и «интересов ребенка». Как писал в начале прошлого века Б.П. Никонов (1911, с. 61—62), суд «…как бы чувствует, что эти дела совсем не к лицу ему и не ко двору. Суд, привыкший иметь дело с формальными засвидетельствованиями прав и с отно­шениями чисто вещественного характера, путается и приходит в смущение, когда перед ним предстает семейная жизнь с ее горестями и требованиями, совершенно далекими от какого- либо юридического формализма. Суд действует в таких делах с неловкостью и неуверенностью близорукого человека». Суд способствует разжиганию конфликта как своими решениями, так и самим судебным процессом. Суд является для участ­ников источником морального давления, особенно с учетом того, что они эмоционально подавлены, находятся в стрессо­вой ситуации и их самооценка зависит от окружающих. Для участников в суде драматическим образом решается вопрос, кто прав, кто виноват. Сбор каждой из сторон доказательств вынуждает выносить на обсуждение интимные подробности семейной жизни, представлять негативные сведения о другом супруге, обсуждать в ходе разбирательства имевшие место в прошлом инциденты, вырванные из контекста семейной исто­рии. В некоторых крайних случаях слушания превращаются во враждебную перепалку между бывшими супругами. Руко­водствуясь рекомендациями адвокатов, родители избегают общения друг с другом, фиксируют телефонные разговоры, сохраняют театральные билеты на детские спектакли, чеки из магазинов. Не только родители, но и адвокаты, представляю­щие их интересы, свидетели, сотрудники органов опеки и по­печительства, судьи, эксперты оказываются вовлеченными в конфликт. Они имеют огромную силу влиять на разжигание или уменьшение конфликта в ходе спора и должны осознавать эту ответственность.

Выделенные социально-психологические особенности, характеризующие различные аспекты конфликта, который привел к судебному спору, определяют основные направления экспертного анализа как для судебного психиатра, так и для судебного психолога.

развод – предыдущая | следующая – раздельное проживание родителей

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

 

Яндекс.Метрика