I. Методологические проблемы исследования речевого мышления
1. Вводные замечания
Проблема взаимоотношения мышления и речи, мышления и языка, несмотря на чрезвычайную ее актуальность в настоящее время, далека от окончательного решения. Более двух десятилетий тому назад по поводу этой проблемы было написано следующее: «Трудность решения вопроса о соотношении мышления и языка, мышления и речи связана в значительной мере с тем, что при постановке ее в одних случаях имеется в виду мышление как процесс, как деятельность, в других — мысль как продукт этой деятельности; в одних случаях имеется в виду язык, в других — речь. Соотношение языка (или речи) и мышления берется то в функциональном, то в генетическом плане, причем в первом случае имеются в виду способы функционирования уже сформировавшегося мышления и роль, которую при этом играют язык и речь, во втором случае вопрос заключается в том, являются ли язык и речь необходимыми условиями возникновения мышления у человечества или в ходе индивидуального развития у ребенка. Понятно, что если принимается во внимание главным образом одна из сторон проблемы, а решение относится затем ко всей проблеме в целом, без дифференциации различных ее аспектов, то решение уже в силу этого неизбежно оказывается неоднозначным» [Рубинштейн 1959, 102—103].
Хотя с того момента, когда было опубликовано это высказывание С. А. Рубинштейна, в исследовании речевого мышления сделано чрезвычайно много, но некоторые упреки С. А. Рубинштейна не утратили своего значения. Правда, философия, психология, лингвистика в качестве наук, наиболее интенсивно занимающихся мышлением, в разной мере могут принять на свой счет эти упреки.
Проблема языка и мышления, речи и мышления может решаться только в широком контексте философских и психологических доктрин, которые для лингвистики и психолингвистики, где в последнее время наиболее интенсивно разрабатывается эта проблематика, выступают в качестве методологической основы. Поэтому для решения этой проблемы, которая является центральной в книге, необходимо в качестве предпосылок то или иное понимание таких философских категорий, как субъективное и объективное, субъект и объект. Экспликацией этих категорий служат понятия идеального и объекта. В понятиях психологии существует более дробное расчленение идеального как отражения объектов; отражение подразделяется на непосредственно-чувственное отражение в форме ощущений и восприятий и на отражение существенных свойств объекта, которое происходит в процессе отвлечения от его чувственно воспринимаемой формы. Такое отвлечение характеризуется двумя существенными для дальнейшего изложения чертами: во-первых, в процессах: мышления человек в поисках нового знания всегда опирается на имеющийся социальный опыт (поэтому когнитивная база, средства познания исторически обусловлены); во-вторых, наиболее характерной особенностью процессов мышления является опосредованность, т. е. мыслительная деятельность человека совершается не непосредственно с познаваемым объектом, а при помощи его «заместителей» [Тихомиров 1970]. Диапазон средств такого замещения с точки зрения несходства между «заместителем» и познаваемым объектом достаточно велик и простирается от сенсомоторного мышления (интеллекта), которое неотрывно от восприятия и прямого манипулирования с вещами [Теплов 1961, 252—253], и до опосредования языковыми знаками в речевом мышлении.
Исследование проблем речи и мышления, проводимое в книге, кроме философских категорий субъекта, объекта, идеального, опирается на определенное понимание категорий деятельности, классической философской формы и содержания и категории превращенной формы, разработанной К. Марксом в «Капитале» для анализа сложных систем.
Мышление как феномен представляет собой сложный объект, допускающий вычленение в нем многих предметов исследования, с одной стороны, и возможность «поворачиваться» к исследователю своими различными феноменологическими «гранями»— с другой. Вычленение многих предметов исследования в объекте «мышление» привело к тому, что мышлением занимаются многие дисциплины, от логики и теории познания до лингвистики, а его феноменологическая сложность провоцирует на такие подмены, когда один из аспектов, одна из граней объекта анализа выступает для исследователя в качестве самого объекта [Тихомиров 1970]. Так происходит, когда продукт мыслительной деятельности, зафиксированный, например, в форме речевого текста, рассматривается как собственно мышление в отрыве от процесса мышления или когда процессы внутреннего проговаривания (речь минус звук) при вербальном оформлении решения мыслительной задачи выдаются за речевое мышление. Аналогичная подмена происходит также, когда осознаваемые уровни мыслительной деятельности, частично вскрываемые в интроспективных отчетах, признаются единственными формами протекания мышления и тем самым исключаются процессы, обслуживающие мышление на более низких уровнях контроля, в том числе и на бессознательном уровне.
Речевая деятельность – предыдущая | следующая – Мышление как процесс