Содержание (качество) эмоциональных процессов

Эмоциональный процесс, как правило, является более или менее упорядоченной активностью, форма которой зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Точнее, она зависит от того, какую функцию выполняет этот сигнал и к каким внутренним механизмам регуляции он адресован. Эти две особенности определяют, какие именно формы регуляторных эмоциональных реакций будут актуализированы.

Сигнал может быть адресован специфически или неспецифически. Специфически адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например пищевой, сексуальной, дыхания и т. п. Так, химические раздражители, связанные с изменением содержания сахара в крови, вызывают эмоцию голода; изменение осмотического давления в тканях вызывает жажду; увеличение количества газа в крови – состояние удушья и т.д. Во всех этих случаях сигналы соответствуют специфическим механизмам и вызывают специфические эмоциональные процессы.

Голод, сексуальное возбуждение, жажда, удушье — это состояния, связанные с отсутствием определенных раздражителей. Источником эмоций может стать также избыточное — вредное или раздражающее — действие слишком большого числа или слишком сильных воздействий; в таком случае возникает боль, отвращение, пресыщение.

Помимо раздражителей, соответствующих специфическим механизмам регуляции, существуют раздражители, которые влияют на механизмы регуляции в целом; примером могут служить утомление и сонливость.

Все упомянутые эмоции связаны с непосредственным воздействием раздражителей на механизмы регуляции. Однако существуют раздражители, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма и не имеют непосредственного значения для механизмов регуляции, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение — это особый источник эмоциональных процессов.

Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во-вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию они подразделяются на:

сигналы боли, сильной, продолжительной депривации, вызывающие страх;
сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие гнев;
сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие надежду;
сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство (или в других условиях — страх).

Специфические особенности страха, гнева, надежды зависят от того, с какой потребностью связано предвосхищение (так, существует страх перед голодом и страх боли, надежда сексуального удовлетворения и надежда получить новости и т. п.).

Один и тот же сигнал вызывает различные эмоциональные реакции в зависимости от того, имеет ли человек возможность соответственно отреагировать на него или он этой возможности лишен. В последнем случае возникает напряжение или подавленность и отказ от действия. В результате многократно повторяющегося, но несбывающегося предвосхищения развивается безразличие, скука и даже неприязнь.

Еще одним источником эмоций является протекание процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляющиеся процессы восприятия, решения задач, навыки служат источником положительных эмоций удовольствия, удовлетворения, тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможность достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции агрессивного характера (гнев, раздражение, озлобление).

Эмоциональная реакция зависит также и от времени, когда произошло то или иное значимое для субъекта событие. Так, по утверждению Ханта (Hunt, 1958), фрустрация, относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему — гнев, к будущему — печаль.

Проведенный анализ касается эмоциональных процессов, связанных с обеспечением биологического равновесия между организмом и средой. Это процессы, общие для человека и животных. Но человеку свойственны и высшие эмоции, возникающие в результате действия психологических образований более высокого порядка, при удовлетворении не биологических, а психологических и социальных потребностей. Эти эмоции, определяемые как высшие, иногда называются «чувствами». Так, например, в учебнике под редакцией А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова утверждается: «В отличие от эмоций чувства связаны с потребностями, возникшими в ходе историческое, развития человечества. …В основе чувств лежат прежде всего потребности, связанные с отношениями между людьми…» (Смирнов и др., 1962, с. 386—387). ,1

Качество высших эмоций, или чувств, зависит о того, каким психологическим образованиям соответствует действующий эмоциогенный сигнал. По этому основанию можно выделить чувства, связанные с потребностью социального контакта (симпатия, доброжелательность, чувство товарищества, сочувствие), с родительской потребностью )нежность, забота), с потребностью власти, доминирования (чувство превосходства, авторитета, высокомерия силы) и т.п. Полный перечень чувств потребовал бы систематизированный схемы главных механизмов регуляции. Одной из таких схем является довольно широко используемая классификационная схема Меррея (Меррей, 1938). Однако она является предварительной и эмпирически недостаточно обоснованной.

По-видимому, при нынешнем уровне знаний классификация эмоций, и прежде всего высших эмоций, пока еще невозможна. Однако представление о качественном различии эмоций и о том, что различия обусловлены прежде всего видом механизмов регуляции, которым адресованы воздействия, не вызывает, по-видимому, принципиальных возражений. Таким образом, в заключение можно сказать, что содержание эмоционального процесса зависит от того:

какой внутренний механизм актуализируется поступающим сигналом;
в каком состоянии находится этот механизм (депривации, действия, удовлетворения);
каков характер сигнала (предвосхищающий или констатирующий раздражитель);
какими возможностями действия располагает индивид (то есть имеет ли он возможность приспособления);
как протекает выполнение действий (успешно или с затруднениями).

Рассматривая здесь эмоциональный процесс, мы имеем в виду то, что происходит внутри индивида; внешние же реакции зависят еще и от других, дополнительных условий. То, как человек будет вести себя при переживании страха, гнева, гордости, стыда, беспокойства, сочувствия и т.п., зависит не только от содержания эмоционального процесса, но и от ряда других факторов.

На обсуждении этих факторов мы не будем здесь останавливаться. Ограничимся лишь указанием на то, что возникающий эмоциональный процесс участвует в формировании внешней реакции, но сам ее не определяет (разве только в том случае, когда он достигает значительной силы, а другие контролирующие факторы либо полностью блокированы, либо подавлены доминирующей эмоцией).

 

Знак эмоции – Предыдущая|Следующая – Эмоции и мотивы

Экспериментальная психология эмоций. Содержание